- В 2020 году между такими понятиями, как обгон и опережение, установлена существенная разница.
- Незнание подобного разграничение понятий в состоянии губительно сказаться не только на водителе, но также его автомобиле и на иных участниках движения.
- По этой причине вопрос, с какой стороны разрешен обгон ТС, а также понятия об опережении, особенно с правой стороны авто, требуют более внимательного рассмотрения.
Опережение или обгон
Говоря иными словами, данное действие можно совершать с левой стороны от авто.
Что касается опережения, то по новым правилам, это перемещение авто, при котором два транспортных средства обгоняют друг друга без необходимости выезда на встречную полосу.
Существует также такое распространенное понятие, как перестроение. Это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с полным сохранением первоначального направления в движении.
Между данными понятиями есть определенные различия. Например, опережение авто можно осуществлять в совершенно любой момент, а обгон сопровождается определенными запрещающими ограничениями.
Обгон справа по ПДД 2020 года является строго регламентированным. Делать это нельзя только на пешеходных переходах, на перекрестках, на ж/д переездах, а также на тоннелях и эстакадах.
Различать данные понятия нужно каждому водителю, вне зависимости от опыта вождения. Это особенно важно для тех, кто не привык пользоваться обычными многополосными дорогами, так как неправильное понимание и постоянная путаница между данными понятиями в состоянии привести к созданию большого количества происшествий, вызванных попыткой совершить обгон.
Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами
Опережение справа – основные понятия
По этой причине многие водители считают, что раз прямого запрета нет, он является разрешенным. Существует определенная норма по опережению транспортного средства с правой стороны.
Опережение такого плана напрямую связано с перемещением на встречную полосу. По той причине, что в нашей стране установлено левостороннее движение, это означает о том, что по факту в ПДД полностью отсутствует понятие обгона с правой стороны.
На деле это является свидетельством того, что российскими правилами не предусмотрены разрешенные и запрещенные ситуации справа.
Основные виды обгона и опережения
На данный момент различается два основных вида опережения авто, каждое из которых разрешено правилами дорожного движения:
- Опережение автомобиля без изменения полосы движения. В этом случае транспортное средство опережает иное за счет большей скорости движения.
- Существует также опережения с выездом на иную полосу движения. Если перемещение совершается с левой стороны, опережение, которое предусматривает обгон, будет осуществляться с выездом на встречное движение. Если движение осуществляется по средней полосе, обгон допустимо производить по левой полосе.
В действующих правилах движения существует некоторое количество иных косвенных требований, не предоставляющих возможности совершать обгон справа. Исключением здесь составляют повороты и развязки налево, на основании чего приходится осуществлять движение слева едущего авто.
- Если движение осуществляется с правой стороны, если есть желание обогнать транспортное средство с правой стороны, водителю потребуется предварительно выехать на обочину, что категорически запрещено ПДД.
- Если движение осуществляется по средней полосе и, если хочется обогнать автомобиль с правой стороны, он сможет двигаться по правой полосе со скоростью, которая не превышает скорость движения авто, едущего по средней полосе.
- На основании этого можно сделать вывод, что при данной манипуляции будет нарушен иной пункт ПДД, потому законодатель не предусмотрел отдельные пункты ответственности за совершения обгона справа.
Несмотря на отсутствие конкретных правил по обгону с правой стороны, делать это категорически запрещено. Это самые опасные маневры на дороге, которые могут привести к аварийным ситуациям!
Правила и послабления при обгоне справа
В большинстве случаев обгон с правой стороны осуществляется по обочине или по тротуарам. Запрет на данные манипуляции обозначен в пункте 9.9.
- Подобная категоричность основана на том, что, осуществляя обгон с этой стороны автоматически приведет автомобиль в запрещенную ПДД зону.
- Водитель в этом случае при попадании во внимание сотрудников ГИБДД, будет наказан штрафами одновременно за два нарушения – осуществление самого запрещенного маневра, а также за проезд по обочине и по тротуару.
- Есть определенные послабления в данном случае, но относятся они к не к водителям транспортных средств, но к управляющим мопедами и велосипедами.
Им разрешено водить средства передвижения по обочине, если не предусмотрено специально для этой цели отведенных дорожек. Также разрешение на вождение транспортных средств распространяется на водителей, возраст которых достиг 14 лет.
Нет нужды перечислять и рассматривать случаи, касающиеся велосипедистов, более подробно стоит изучить ситуации, когда обгон осуществляются транспортные средства, которые оборудованы более мощными автомобильными двигателями.
Особенности обычного обгона
Как только в современных ПДД появились определенные правки, возникли многочисленные споры относительно того, что нужно считать обгоном справа, а также насколько подобный маневр правомерен при разнообразных обстоятельствах.
Согласно классической формуле, обгон с левой стороны является одним из самых опасных, осуществляемых в процессе езды на авто маневров, он требует специальной подготовки.
Водители с большим опытом вождения в подобных ситуациях действуют автоматически. Действия при подобном маневре желательно осуществлять следующие:
- предварительно включается левый поворотник, который предупредит рядом едущих водителей о том, что водитель собирается изменить траекторию движений;
- чтобы сохранить запас мощности во время обгона, стоит осуществлять запуск сниженной передачи;
- задействуются центральные и боковые зеркала, а также автомобильные видеокамеры. Это делается для проверки того фактора, что данный маневр не помешает другим;
- визуально оценивается дистанция с движущимися впереди автомобилями и его скоростью. Если нет каких-либо помех, водитель набирает скорость и одновременно выходит на встречную полосу.

Подобные манипуляции позволят избежать возможной опасности в виде автомобиля, который стоит или медленно едет по обочине. Кроме того, подобные маневры могут быть опасны в случае, если заканчивается подъем или отмечаются неблагоприятные погодные условия.
При совершении обгона с правой стороны подобные манипуляции выполнить будет достаточно сложно. При данной форме опережения, водителю обгоняющему и тому, кто обгоняет, будет очень сложно безопасно совершить процесс обгона авто с правой стороны.
Есть еще одна небольшая деталь, при обгоне справа. В черте города в данном случае с правой стороны находятся пути для передвижения трамвая.
Согласно правилам ПДД, рельсовые пути по своему статусу могут быть отнесены к сплошным полосам разделения.
Многие задаются вопросом, в каких случаях разрешен обгон справа. Здесь можно отметить, что совершать обгон с правой стороны, следуя по путям, можно только в двух исключительных случаях:
- С целью разгрузки дороги, если полосы сильно переполнены.
- Объезд или обгон.
Иные причины к описываемой теме не могут быть отнесены, соответственно, они не заслуживают внимания. Возможный заезд на пути встречного движения рельсового транспорта очень строго карается. Здесь обгон справа запрещен еще более строго.
Возможные штрафы
Как такового, нарушения «обгон справа», не существует. Соответственно здесь не актуальны обычные наказания.
Многие водители при этом постоянно подают жалобы, что практика подобных обгонов является достаточно популярной.
Если водителя ловят на подобном процессе, штраф вменяется за такое нарушение, как перемещение на автомобиле по обочине.
Езда по тротуарам или по обочине дороги является нарушением административного правила. Водителю в этом случае назначается штраф, сумма которого составляет 1500 рублей.
Если в процессе разбирательства сотрудники ДПС установят не просто перемещение по обочине, но неправомерное опережение, штраф за обгон справа будет составлять 5000 рублей.
Если водитель в процесс обгона транспортных средств совершает проезд по трамвайным путям, за такое нарушение может быть назначен штраф в сумме 5000 рублей или лишения прав на срок до 6 месяцев.
Штрафы за перемещение по обочине не назначаются в случаях, если данная форма перемещения является вынужденной.
Причиной для этого могут послужить такие факторы, как повреждения на дорожном полотне, аварийные ситуации, перекрывающие и блокирующие нормальный проезд.
К категории подобных ситуаций можно также отнести наличие впереди едущего крупногабаритного средства, например, фуры.
Осторожность очень важна
На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что при возникновении необходимости совершить объезд какого-либо препятствия или едущего автомобиля с правой стороны, не запрещается современными правилами движения.
Если все же появилась необходимость осуществить опережение справа, желательно обратить внимание на такие факторы проявления осторожности. Вот самые основные из них:
- Нужно удостовериться, что дорога с правой стороны полностью свободна от машин, что нет в этой части трассы нет припаркованных автомобилей;
- Требуется обращать внимание на основную дорожную информацию – табло, знаки, информационные щиты. Это поможет убедиться в том, что полностью отсутствуют боковые выезды, пешеходные переходы, а также остановки;
- Непосредственно перед осуществлением маневра, требуется убедиться, что в процессе его совершения не будет создана аварийная ситуация для едущих следом машин;
- Обязательно нужно принимать во внимание погодные условия, а также общее состояние грунта у самого края полотна. Это очень важно по той причине, что авто, попадая колесами на мокрую почву или на наледь, может полностью потерять управление и слететь в кювет;
- Очень важно соблюдать установленную ПДД дистанцию до автомобиля, которое едет впереди. Если нужно осуществить перестройку, стоит перед этим немного притормозить, чтобы перейти на пониженную передачу, а также оценить окружающую обстановку.

Необходимо знать, как лучше повести себя в случае, если осуществляется обгон справа иным участником дорожного движения. Не стоит совершать резких движений и звуков, лучше дать нарушающему закон водителю спокойно совершить обгон с правой стороны.
Безопасность всегда должна быть в приоритете! Кроме того, водитель, который препятствует иным участникам движения совершать маневр, понесет определенную административную ответственность.
Подводя итоги
- В процессе передвижения по трассе от водителя требуется предельная внимательность, четкое соблюдение правил дорожного движения.
- Необходимо помнить, что все пункты ПДД созданы по большей части на основе реальных случаев тех водителей, которые попадали в сложные аварийные ситуации.
Вас заинтересует:
Источник: http://pravo-auto.com/s-kakoj-storony-razreshen-obgon-ts/
Обгон справа: когда он разрешен и запрещен, какой штраф, разбираем ПДД
Всем привет! Сегодня хочу поговорить с вами про обгон справа. Каждый автомобилист знает, что ПДД созданы для того, чтобы минимизировать вероятность ДТП, аварий и прочих опасных ситуаций в городе, на трассе и на любых участках дороги, где могут ездить машины, мотоциклы, велосипедисты и ходить пешеходы.
Обгоном называют одну из разновидностей опережения. Когда водитель совершает его, согласно ПДД, он осуществляет выезд на полосу встречного движения, двигаясь со скоростью, которая превышает скорость впереди идущего ТС, после чего возвращается в свою полосу обратно.
А опережение, в свою очередь, подразумевает движение, при котором машина не выезжает на иную полосу, но двигается быстрее, чем впереди идущее ТС. Также ПДД гласит, что опережение может осуществляться с выездом на соседнюю полосу, но без дальнейшего возвращения на свою предыдущую.
Немного о правилах
Не совсем понятно, разрешен или запрещен такой маневр как опережение. Опираясь на пункт правил в ПДД, можно говорить о 2 вариантах опережения, которые не противоречат закону.
- Автомобиль движется, не меняя полосу движения. Чтобы опередить другое транспортное средство, авто просто увеличивает скорость;
- Машина выезжает на соседнюю полосу, предусмотренную разметкой. Такое опережение допускается осуществлять слева и справа. Но при этом не предусматривается выезд на встречку.
Действующие правила дорожного движения подтверждают, что обгон и опережение не являются тождественными понятиями. Если обгонять можно исключительно с левой стороны, то опережение возможно как слева, так и справа.
Обгоном не является маневр, который предусматривает опережение ТС без пересечения имеющейся дорожной разметки. Также нельзя считать обгоном ситуацию, где машину опережают по правой стороне, но при этом обгоняющий не выходит на встречку.
Это актуально, если маневр совершается на двухполосной дороге, где одна полоса направлена в каждую из сторон. По одной полосе совершить опережение сложно, тут в основном осуществляют обгон.
Если полос больше, тогда лучше опережать авто, то есть не оказываться на встречной полосе движения.
Часто начинающие автомобилисты интересуются, можно ли совершать обгоны с правой стороны или нет. Что будет, если обгонять по обочине или на перекрестке, при повороте налево и пр. Вопросов очень много, потому постараюсь на основные из них ответить.
Запрещено и разрешено
Предлагаю рассмотреть ситуации, когда обгон допускается осуществлять, и когда его совершать нельзя. Без привязки к тому, справа он выполняется, или слева.
ПДД предусматривает запрет на обгон, если:
- впереди идущее ТС, которое нужно обогнать, включило поворотник и собирается поворачивать влево;
- машина впереди сама обгоняет иное ТС или обходит препятствия;
- позади вас авто осуществляет обгон;
- имеются запрещающие знаки;
- на дороге наблюдается плохая видимость;
- дорога четырехполосная;
- маневр совершается на пешеходном переходе;
- движение осуществляется по сложному участку дороги.
При этом осуществлять обгон можно, если перед ТС двухполосная дорога и имеется разметка прерывистого типа. Либо это дорога с 3 полосами и такой же разметкой. Тут можно двигаться по полосе разгона. В выезде на встречную полосу нет необходимости.
Обгоны следует совершать максимально быстро, поскольку любой выезд на встречку сопряжен с определенными рисками.
Об обгоне справа
Как в 2017, так и в 2018 году положения в ПДД про обгон или опережение не поменялись. Согласно пункту 10.4, если авто находится за пределами населенных пунктов, ему следует осуществлять движение по крайней правой от него полосе. Левая предназначена только для осуществления обгона.
Если движение происходит в населенном пункте, тогда передвигаться можно в любой из полос. Изменения происходят при необходимости повернуть, развернуться, обогнать или остановиться. Но при наличии на дороге больше 2 полос, движение по ним допускается исключительно при сильной загруженности транспортными средства.
Обгонять справа нельзя, а опережать можно. Это основа, которую знает каждый водитель. И он должен понимать, что за нарушение этого правила обязательно последует штраф. Хотя в ПДД про эту основу ничего не говорится. Есть некоторые нормы, которые касаются опережения по правой стороне. При этом допускается совершать такой маневр, если требуется перестроиться в правую крайнюю полосу.
Как наглядно показывает практика, по правой стороне обгоны обычно осуществляются при помощи тротуаров и обочин. А все нюансы езды по тротуару мы с вами обсуждали в предыдущей статье. В Пункте 9.
9 действующих правил четко указано, что такие маневры запрещены. Нарушая правила, водителя могут наказать сразу за два правонарушения.
Прежде всего, это заезд на тротуар, а также сам обгон по правой стороне.
Есть несколько моментов, которые вам следует знать относительно обгонов справа. А именно:
- Проезжать по обочинам и тротуарам допускается мопедистами и велосипедистам возрастом более 14 лет в случае отсутствия отведенных для них дорожек;
- Если машина движется по средней полосе и нужно совершить обгон впереди идущего ТС, допускается перестроение в правую полосу и опережение;
- Если машина притормаживает на перекрестке, подавая сигнал левым поворотником, тогда ее допускается объезжать по правой стороне;
- При аналогичной ситуации, но в случае сильной загруженности, нужно оставаться в своей полосе, и только после поворота ТС впереди можно двигаться дальше;
- Если есть возможность объехать ТС по правой стороне, лучше этого не делать при ограниченной видимости.
Есть ряд наглядных видео, как и в каких случаях можно или нельзя обходить транспортное средство впереди вас. Тут нужно детально изучать ПДД, опираться на разметку, а также думать о безопасности других участников движения. Иначе наказание вас будет ждать в обязательном порядке.
Актуальные штрафы
Отталкиваясь от всего сказанного ранее можно с уверенностью заявлять о том, что такого понятия как обгон справа в природе и в ПДД не существует. А потому и наказать водителя, приписав ему обгон с правой стороны, не возможно.
- В тех ситуациях, когда автомобилист выезжает на тротуары и обочины, к примеру, маневр точно не является разрешенным. За него предусматривает наказание в виде денежного штрафа. Он составляет сейчас 1500 рублей;
- Если нарушитель не оплатит его в указанные сроки, тогда долг отдается судебным приставам. В этой ситуации все равно придется заплатить штраф. Плюс начислят еще 200% от размера штрафа;
- Если же сотрудник ГИБДД увидит, что машина не просто выехала на обочину, но еще и опередила иные ТС, тогда штраф автоматически увеличивается до 5 тысяч рублей;
- Аналогичный размер штрафа предусмотрен для ситуаций, когда водитель обходит другое авто по правой стороне, и это происходит в зоне нерегулируемого пешеходного перехода;
- Повторив подобные правонарушения, водитель уже простым штрафом не отделается. У него вполне на законных основаниях заберут права. Срок лишения в такой ситуации составит 1 год;
- Объезд ТС при помощи пешеходных, велосипедных дорожек и тротуаров карается 2000 рублей штрафа.
Водитель должен быть предельно внимательным и обязательно соблюдать правила дорожного движения. Они создавались не для того, чтобы ГИБДД могли штрафовать и собирать деньги. Это правила, написанные, увы, кровью миллионов людей. Нарушая ПДД, вы сами создаете огромную угрозу для здоровья и жизни всех участников движения.
В вопросе обгона, перестроения и опережения по правой стороне в действительности нет ничего сложного. Нужно лишь разобраться в понятиях, не путать их и следовать действующему закону на дорогах. Тогда ни о каких штрафах или лишении прав переживать не придется.
Удачи вам на дорогах! Не нарушайте!
Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и задавайте свои вопросы!
Спасибо за прочтение! Пожалуйста, оцените статью
(6
Источник: https://pricep-vlg.ru/pdd/obgon-sprava/
Обгон справа запрещен или как наказывают за нарушение? + Видео
В автошколах строго-настрого наказывают – обгон справа запрещен! Действительно ли все так категорично? Разберемся в ПДД, обсудим поправки на 2015 год и обозначим диапазон штрафов.
Когда в ПДД появились очередные поправки (и 2015 год – не исключение), среди автолюбителей не утихали споры о том, что считать обгоном справа, и насколько правомерен такой маневр при различных обстоятельствах.
Классическое определение любой желающий может найти в тексте самих правил, в п. 1.2. Это один из сложных и опасных маневров, совершаемых в процессе езды на автомобиле, и он требует соответствующей подготовки.
Опытные водители действуют автоматически: заблаговременно включают левый поворотник, предупреждающий, что машина собирается изменить траекторию движения. Для сохранения запаса мощности во время обгона лучше всего перейти на пониженную передачу. С помощью средств обзора заднего вида (центральное и боковые зеркала, данные видеокамеры) необходимо убедиться, что маневр никак не помешает другим.
Включенный левый поворотник
Потом визуально оцениваем дистанцию с движущимся впереди авто и его скорость. В случае отсутствия каких-либо помех водитель набирает скорость и выходит на встречку.
Необходимо убедиться, что отсутствует опасность в виде транспортного средства, едущего навстречу, а также маневр опасен, когда заканчивается подъем (вас могут не увидеть водители встречных машин), или на каком-то отрезке пути ограничена видимость (туман, сильный дождь, обильный снег).
Если во время вашего ускорения обгоняемый автомобиль также подал предупредительный сигнал поворотником и начал переезжать на эту же полосу, необходимо подать звуковой сигнал (или «поморгать» фарами), привлекая его внимание и заставляя отказаться от совершения маневра, либо сбавить скорость, перестроиться в ряд, откуда пришлось выехать и не мешать его движению, чтобы не создать ситуацию «двойной обгон». Как только обгоняющий автомобиль поравнялся с обгоняемым, водитель в нем переключает поворотники. Мигающий указатель предупреждает, что машина будет перестраиваться вправо, и другие должны вести себя так, чтобы не препятствовать ей завершить маневр.
Почему не бывает обгона справа?
Любимый аргумент сторонников запретов – ссылка на п. 11.2 ПДД, где говорится, что обгон справа водителям запрещен. Однако они упускают один существенный момент.
В ПДД 2015 года и предыдущей редакции определение обгона не менялось. В любом случае этот маневр был связан с выездом на встречную полосу движения.
Другое дело, что к 2015 году ряд положений был упразднен, а часть получила новое толкование, соответствующее современным реалиям.
Говорит ли это о необходимости руководствоваться принципом «что не запрещено, то разрешено», или разработчик правил в 2015 году руководствовался какой-то идеей, отменяя ограничение, кочевавшее на протяжении многих лет из одной редакции документа в другую? Как всегда, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Оказывается, эта норма была бы абсолютно излишней в ПДД, дублирующей то, что и так уже содержится в тексте. Не замечали? Ну что ж, рассмотрим более подробно.
В Правилах уже имеется п. 9.9, где указано, что запрещено движение по тротуарам и обочине, за исключением ряда случаев, на которые там имеются ссылки.
Допуская обгон справа, автомобиль неминуемо заедет в запретные зоны, и если необходимо будет наказывать водителя, то ему будут указывать на штраф за два нарушения (за подобный маневр и за проезд по тротуару или обочине).
А это уже противоречие правовым нормам! Налицо юридический нонсенс, позволяющий трактовать норму так, как выгодно, скажем, тому же сотруднику ГИБДД.
Обгон справа
Некоторые послабления, правда, есть, но касаются они не тех, кто управляет автомобилями, а водителей мопедов и велосипедистов. Так, последним в соответствии с п. 24.
2 ПДД разрешается движение по обочине, и то, если нет оборудованных велодорожек, и возраст водителя двухколесного транспортного средства больше 14 лет.
Но не будем перечислять остальные случаи, касающиеся велосипедистов, вернемся к рассмотрению ситуации, когда обгон делают транспортные средства, оборудованные мощными двигателями.
Помимо того, о чем говорилось выше, другой юридический казус кроется в самом определении обгона. Так, согласно п. 2.1 ПДД на 2015 год, в его характеристике обязательно присутствует такой признак, как выезд на встречную полосу во время совершения маневра. Получается, движение справа по обочине просто не подпадает под само понятие, называемое обгоном!
Еще одна тонкость появилась в тексте правил дорожного движения: теперь перестроение по полосам одного направления исключает понятие обгона. Введено такое понятие как «опережение».
Даже несмотря на то, что внешне будут реализовываться действия, совершаемые при обгоне, но нет выезда на полосу встречного движения, квалифицировать их следует только, как «маневры, совершаемые для опережения другого транспортного средства».
Перестроение по полосам одного направления
И еще одна маленькая деталь. Иногда справа находятся трамвайные пути.
Так вот не будет ли нарушением выезд на них для объезда помехи справа? Линии городского рельсового транспорта по своему статусу приравниваются к сплошным разделительным полосам, и есть только два случая, разрешающих следование по путям одного с вами направления, п. 8.5, 9.
6 ПДД (2015 год): для разгрузки дороги, когда полосы переполнены, и, конечно, обгон или объезд. Другие причины к нашей теме не относятся, а потому и не будем на них останавливаться. Можно только добавить, что заезд на пути встречного направления строго карается!
Какие штрафы нас ждут?
Нарушения «обгон справа» не существует, а значит и стандартные наказания тут не работают.
Между тем многие автолюбители жалуются, что имеет широкое распространение практика, когда сотрудники ГИБДД упорно вменяют им в вину именно такое нарушение и требуют штраф, да еще и попутно упоминая такое незаконное действие, как езда по обочине или тротуару. Конечно, спорить с инспектором – себе дороже, да еще и может повлечь другой штраф, за оскорбления.
Езда по обочине идет вразрез с требованиями ч.1 ст. 12.15 кодекса об административных правонарушениях РФ. Такое движение наказывается штрафом на сумму 1500 рублей (по состоянию на 2015 год).
Одним словом, не верьте полицейским, которые пытаются убедить, что вы совершили много проступков и за каждый из них будете платить отдельный штраф.
За самый настоящий обгон не по правилам, который делается с выездом на встречную, можно поплатиться в 2015 году аж на 5000 рублей.
Езда по обочине
А что со штрафами при движении по трамвайным путям? Наказание за такое нарушение предусмотрено ст. 12.15 и 12.16 КоАП РФ. И тут наказания довольно серьезные: до 5000 рублей либо возможность лишения права управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев.
Конечно, штрафом вас не наградят, если объезд по обочине будет вынужденным. Бывает, что дорога повреждена, а то и вовсе впереди произошла авария, участники которой заблокировали все полосы в вашем направлении. Иногда есть нужда объехать по обочине поворачивающее налево крупногабаритное транспортное средство, например, фуру.
Ведь этот автомобиль не всегда может совершить маневр из крайней левой полосы, особенно, если ему нужен разворот. И если движение на участке дороги не очень оживленное, он пользуется оговоркой в ПДД, которая разрешает ему занять хотя бы вторую слева полосу.
Тут уж за движение по обочине вас могут и наказать, а могут и войти в ваше положение.
Осторожность не помешает!
Как мы выяснили, совершение маневра, когда возникает необходимость объехать какое-либо препятствие или транспортное средство справа, правилами дорожного движения в последней редакции не запрещено. Однако следует быть особо внимательным, если вы решились на подобные действия.
Объезд транспортного средства с правой стороны
- убедитесь, что правая сторона дороги свободна от автотранспорта, который припаркован у края дороги либо совершает остановку;
- обращайте внимание на дорожную информацию в виде знаков, световых табло, информационных щитов, чтобы быть уверенным, что впереди не имеется пешеходных переходов, боковых выездов, остановок общественного транспорта;
- перед совершением маневра убедитесь, что не создадите аварийной ситуации для автомашин, следующих за вами;
- учитывайте погодные условия и состояние грунта у края дороги, а то нередки случаи, когда автомобиль, заехав колесами на мокрую почву или наледь, теряет управление и слетает в кювет;
- соблюдайте дистанцию до транспортного средства, движущегося впереди, а лучше перед совершением перестроения слегка притормозить и перейти на пониженную передачу, заодно и оценить окружающую обстановку (оптимальное расстояние до кузова переднего автомобиля – примерно два корпуса вашего).
При упоминании обгона справа нельзя не упомянуть про полосы разгона и торможения. Если руководствоваться ПДД, полоса торможения предназначена для снижения скорости перед поворотом (не для торможения и остановки). Полоса разгона, напротив, позволяет беспрепятственно ускориться и влиться в общий поток. Проще говоря, они служат для достижения оптимальной средней скорости. Разметка этих полос прерывистая, а значит, на деле правила не запрещают использовать их для обгона справа. Главное условие в таких случаях, это отсутствие помех другим участникам движения во время перестроения в свою полосу. Только так можно не нарушить правила и не схлопотать штраф от ГИБДД. Однако от неправильного опережения справа есть и куда более серьезные проблемы, чем штраф. Главная неприятность – это возможность попадания в аварию. Спровоцировать ДТП при обгоне или опережении справа можно в следующих ситуациях:
• водитель не заметит припаркованный на обочине автомобиль; • на правой стороне могут находиться пешеходы, их не видно из-за впередиидущего автомобиля.
По этим причинам опережение по правой стороне – довольно опасный манёвр, требующий максимальной внимательности и осторожности. По большому счету, понятия «обгон справа» в принципе не существует, если дорога не многополосная. Запрещено опережать по пешеходным и велосипедным дорожкам. С особой осторожностью опережение выполняется на пешеходных переходах.
А если кто-то объезжает вас? Сколько водителей – столько и характеров. Об этом нужно всегда помнить, когда садитесь за руль.
Если особой нужды нет, а кто-то объезжает вас справа, нервно давя на клаксон, не уподобляйтесь ему и держите себя в руках. Дайте наглецу возможность завершить маневр. Все-таки ваша безопасность должна быть в приоритете.
Помимо того, вы будете нести административную ответственность, препятствуя другому транспортному средству завершить маневр.
Постарайтесь предвидеть последствия и соблюдать требования правил дорожного движения. Помните, все пункты этого документа созданы на основе реальных событий, и кто-то заплатил высокую цену за свою невнимательность и пренебрежение.
Источник: https://carnovato.ru/pdd-obgon-sprava-obochine-zapreshhen-shtraf/
Обгон и опережение транспортного средства
До изменений, принятых в ПДД в 2010 году, для водителей не существовало такое понятие, как опережение.
Однако, на данный момент существует серьезная разница между такими маневрами, как обгон и опережение.
Незнание данного разграничения понятий может губительно сказаться как на самом водителе и его ТС, так и на прочих участниках движения. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении данного вопроса.
Обгон или опережение
Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.
Обгон ТС
Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.
Опережение ТС
Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Перестроение ТС
В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.
Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:
- пешеходного перехода;
- ж/д переезды;
- перекрестки;
- эстакады и тоннели;
- участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.
Вопросы читателей:
- «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
- «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
- «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
- Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.
C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.
На дороге это выглядит следующим образом.
Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.
Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.
Видео: ПДД обгон и опережение ТС
Источник: https://pddgarazh.ru/pravila/operezhenie-ts.html
Обгон справа в 2020 году — ПДД, стороны, в каком случае разрешен впереди движущего ТС, запрещен, какой штраф
Ответ на вопрос, разрешен ли обгон справа в 2020 году, не совсем однозначен, но вполне понятен. Сам по себе обгон справа просто не существует (а значит и ответа, разрешен ли он, нет), поскольку маневр такого рода называется опережением, при этом опережение справа сейчас допускается.
Важная информация
Обгон справа ранее не допускался и считался нарушением. Теперь это понятие заново назвали опережением и разрешили.
В итоге ответить, в каких случаях разрешен обгон справа, нельзя. Сказать, что ни в каких — неточно, корректнее указать, что справа допускается опережение.
Такое опережение можно произвести только по самой трассе, но не по пространству справа, где автомобилям двигаться нельзя, даже если при его использовании появляется возможность обогнать ряд участников движения.
В целом этот маневр разрешен лишь при соблюдении ряда правил и осторожном вождении, не создающем помехи другим.
Основные определения
Под обгоном в настоящее время понимают опережение одним транспортным средством другого, в ходе которого обгоняющему ТС потребовалось заехать либо на другою сторону трассы (если оно движется по двухполосной дороге), либо на среднюю полосу (если дорога трехполосная).
При отсутствии такого маневра действие не рассматривается как обгон. Всего обгон состоит из трех этапов.
Сначала обгоняющее авто перестраивается из одного ряда с обгоняемым ТС в соседний ряд слева (либо на среднюю полосу, либо на противоположную).
Следом, двигаясь по этой полосе, обгоняющее авто занимает позицию перед обгоняемым. Наконец, оно возвращается на прежнюю полосу, но уже перед обогнанным авто.
Под опережением понимают движение одного ТС, сначала расположенного сзади с более высокой скоростью, нежели у другого авто, бывшего спереди которое привело к тому, что первое ТС оказалось спереди.
Каких-либо дополнительных условий нет. Обгон, таким образом, тоже представляет собой опережение, но с дополнительными условиями, которые и описаны в предыдущих параграфах.
Какие есть виды опережения авто
Итак, существует два вида опережения авто, а именно собственно опережение и обгон (который включается в категорию «опережение» наряду с опережением в узком смысле).
Различия между ними таковы:
При обгоне | Необходимо выехать на встречную полосу, а при опережении этого делать не требуется |
При обгоне существует масса ограничений | А для опережения имеется одно — запрет его выполнения на ряде участков трассы, в том числе в зоне перехода, на перекрестке, на железнодорожном переезде, в тоннеле и на эстакаде, а также на завершающем отрезке подъема и на участке трассы с недостаточной видимостью |
При некорректном обгоне | Водитель несет наказание по специальной статье КоАП (статья 12), а при нарушении правила опережения статьи нет |
Обгон допустим исключительно слева | А опережение — как слева, так и справа |
Также существует понятие перестроение, оно предполагает переход ТС на более левую полосу и дальнейшее движение по ней.
Так как движение по данной полосе быстрее, нежели на предыдущей, ему придется обгонять другие авто, занимающие полосу, на которой находилось это ТС до перестроения. Однако это будет уже обычное опережение.
Действующая нормативная база
Действующая нормативная база в отношении обгонов состоит из следующих документов:
Особенности обгона с правой стороны
Существенная особенность обгона с правой стороны в том, что его корректно называть опережением.
Причина этого очевидна, автомобиль не смещается на встречную полосу, по которой могут ездить и ТС с противоположным направлением движения, а, напротив, уходит вправо.
Поэтому такой маневр с формальной точки зрения требуется назвать именно опережением. В соответствии с правилами дорожного движения данное действие в некоторых случаях будет разрешено.
В каком случае данный маневр будет законным согласно ПДД
Ранее этот маневр считался нарушением, но в настоящее время он вполне возможен. Опережение едущего спереди транспортного средства будет разрешено в случае, когда выполнен целый ряд условий:
Правая полоса не занята автомобилями | Иначе говоря, при перестроении на нее машина не помешает движению какого-либо транспортного средства |
При совершении перестроения | Автомобиль не заедет на территорию, где ему двигаться запрещено, включая пешеходные дорожки, тротуары, обочины и т.п., по которым допускается исключительно движение мопедов |
На дорожное полотно | Не нанесена сплошная линия разметки, которая сделает подобное движение недопустимым, также не установлены знаки, запрещающие перестраиваться на полосу справа |
Чтобы осуществить опережение | Нет необходимости ускоряться до показателя, запрещенного на данной трассе указаниями дорожных знаков |
Нет необходимости ускоряться до показателя, запрещенного на данной трассе указаниями дорожных знаков | Видимость на данном участке такова, что не мешает опережению в частности вследствие надлежащих погодных условий и отсутствия поворотов вблизи |
В итоге теоретически более не исключаемое опережение справа на практике выполняется довольно редко, хотя при исполнении всех перечисленных правил ему ничего не мешает.
Запрещен или нет маневр с текущих условиях, водитель определяет самостоятельно. Но ему желательно учитывать, что при ДТП вина чаще всего возлагается именно на инициатора обгона. Существует особый случай, при котором объезд авто справа был разрешен и ранее.
Если на перекрестке передний автомобиль встал на полосе, с которой позволен поворот налево, готовясь к данному маневру, то следующее по той де полосе авто, которое собирается двигаться прямо, может перестроиться на полосу и затем справа, объехав готовящийся к повороту и стоящий на месте автомобиль, вернуться на прежнюю полосу.
Разрешен впереди движущегося ТС
Обгон при нахождении впереди движущегося ТС разрешен по общим критериям, а именно — в случае, когда обгоняющий не создает для него помех.
Необходимо убедиться, что дистанция между обгоняющим и авто, следующим за ним, достаточная для исключения аварийной ситуации.
Запрещен
На практике опережение справа в большинстве случаев происходит на пространстве одного из видов, приведенных в следующем перечне, включая обочину и тротуар.
Именно по этой причине оно часто связано с нарушением. Перестроение же в пустующий ряд справа (рассчитанный на обычные авто) с последующим возвращением в свой ряд ранее также было запрещено.
Однако оно не предполагает перемещения в зону дороги, используемую другими транспортными средствами, нежели обычные автомобили. В настоящее время такой запрет уже снят.
Итак, данный маневр запрещен, если водителю требуется для его осуществления заехать на следующие участки:
- тротуар;
- обочину;
- полосу, отведенную под курирование общественного транспорта;
- велосипедную дорожку.
Также он недопустим, когда:
Для его исполнения | Приходится ехать через сплошную линию, отграничивающую друг от друга полосы |
На проезжей части | Расположены дорожные знаки, сигнализирующие о запрете такого маневра |
Если обгон должен производиться через трамвайные пути | Находящиеся справа от трассы, поскольку движение по ним запрещено, безусловно |
Как правильно его выполнить
Чтобы осуществить опережение справа корректным образом, нужно соблюсти ряд условий:
В первую очередь необходимо установить | Что более правая полоса не занята по всей ширине, на ней отсутствуют транспортные средства, оставленные на парковку |
Требуется удостовериться | Что на данном отрезке нет остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и выездов со стороны |
Необходимо убедиться | В отсутствии дорожных знаков, запрещающих опережение справа |
Требуется оценить состояние асфальта в том месте | Где водитель осуществляет обгон, при наличии влаги наледи на покрытии машина способна потерять управляемость и уехать за пределы трассы., оказавшись в кювете |
Требуется сохранять дистанцию между транспортными средствами | — |
Перед переходом на полосу справа | Рекомендуется понизить передачу и еще раз осмотреться |
Наилучшая дистанция перед началом обгона между обгоняемым и обгоняющим | Два корпуса второго транспортного средства |
Совершив опережение авто | Нужно убедиться, что при обратном перестроении на прежнюю полосу машина не создаст помех для других ТС |
В свою очередь, водителю, по отношению к которому осуществляют опережение справа, нельзя ему препятствовать.
Такое требование относится и к ситуации, когда опережающий осуществляет маневр с явным нарушением правил.
Какой предусмотрен штраф
- Штрафа непосредственно за обгон справа не существует, так как отсутствует соответствующая статья, поскольку, как отмечалось выше, нет и самого данного понятия.
- В то же время вследствие того, что для опережения не существует особых ограничений, норм, наказывающих за само по себе некорректное совершение опережения также нет.
- Штраф взимается лишь за конкретные действия, совершенные в процессе опережения, которые нарушают определенные нормы.
- В частности:
При выезде в процессе опережения другого транспортного средства | На тротуар или обочину водителю придется отдать 5000 рублей, этот размер превышает сумму штрафа за обычное движение по тротуару или обочине, за которое с водителя возьмут 1500 рублей |
При опережении справа | Выполненном на нерегулируемом пешеходном переходе сумма штрафа составит 1500 рублей |
Повторное совершение вышеназванных нарушений приведет к тому | Что сотрудники ГИБДД изымут у автолюбителя права на срок в один год, повторным считается деяние, совершенное в течение года после предыдущего, после этого срока санкция будет равна установленной для первого нарушения |
В случае выезда | В ходе совершения этого маневра на тротуар либо на велосипедную дорожку водитель должен будет расстаться в пользу государства с 2000 рублей |
- Если маневр по опережению приведет к тому, что водитель пересек сплошную линию, то ему грозит штраф на сумму 5000 рублей, также у него могут отнять права на срок от четырех месяцев до полугода.
- Таким образом, обогнать другое транспортное средство можно лишь слева и при этом только на встречной полосе, но вот опережение справа допускается.
- На практике этот маневр встречается не так часто, он обставлен массой условий, однако при их соблюдении его вполне можно выполнить.
- На практике довольно распространенный случай — движение справа через обочину или даже тротуар, подобное действие безусловно относится к запрещенным и наказывается штрафом либо лишением прав.
- А опережая в соответствии с правилами по полосе справа, необходимо определить, что обстановка это допускает, не создать помех другим участникам движения и обратить внимание на качество покрытия трассы, наличие боковых выездов и знаков, которые могут запрещать подобный маневр, не говоря о сплошной линии.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: https://autolab24.ru/obgon-sprava/
Опережение справа — можно ли совершать и законно ли это?
Опережение подразумевает движение со скоростью, превышающей скорость транспортного средства, перемещающегося в попутном направлении.
Этот маневр не может быть связан с выездом на встречную полосу, поэтому путать его с обгоном нельзя. На дороге, где есть только две полосы (по одной в каждом направлении), опережение одного автомобиля другим невозможно по определению.
Обгон совершается исключительно с левой стороны, поскольку «встречка» не может располагаться справа.
Но как обстоят дела с опережением? Что предписывают в данном случае Правила дорожного движения? Допускается ли осуществлять этот маневр справа? Если да, то какие нюансы нужно учитывать водителю?
Опережение вне населенных пунктов
Пункт 9.4 ПДД гласит, что при движении за городом каждый водитель обязан располагать свое транспортное средство как можно ближе к правой части дорожного полотна. Если крайняя правая полоса свободна, занимать ту, что находится левее, запрещается.
Если бы все без исключения автомобилисты соблюдали эти несложные требования, то спорных вопросов было бы меньше. На практике все обстоит иначе. Водитель, опередив транспортное средство, по инерции часто продолжает ехать по левой полосе.
И разминуться с ним можно только ускорившись, двигаясь при этом справа.
Источник изображения: italianosveglia.com
Правила дорожного движения, действующие на территории РФ, не запрещают осуществлять подобные маневры. Это означает, что водитель, опередив автомобиль с правой стороны, не нарушит требования закона. После завершения действия ему не придется менять положение своей машины на проезжей части, ведь он уже будет находиться на крайней правой полосе.
Опережать автомобили справа запрещается только по обочинам и пешеходным коммуникациям. Впрочем, по ним вообще нельзя двигаться на транспортных средствах (пункт 9.9 ПДД). За это частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ предусмотрено административное наказание – штраф в сумме 1500 рублей.
Опережение в пределах города
Упомянутый выше пункт 9.4 ПДД гласит, что в населенных пунктах автомобилисты имеют право самостоятельно выбирать полосу, по которой им удобнее осуществлять перемещение. При этом запрещается без явной необходимости то и дело перестраиваться из одного ряда в другой.
На дороге с интенсивным движением, где на каждой из полос единовременно находятся транспортные средства, можно менять положение только перед поворотом, разворотом, остановкой или объездом возникшего на пути препятствия.
Это означает, что опережение с выездом из занимаемой полосы в подобных условиях не допускается, чтобы не создавать аварийную ситуацию.
Источник изображения: guru-pdd.ru
Если же для маневра смена положения на дорожном полотне не требуется, можно двигаться с любой скоростью в пределах допустимых значений. При этом неважно, происходит опережение соседних автомобилей, или нет.
Кстати, нужно учитывать, что если дорога имеет по три и более полосы для каждого направления, ПДД разрешают двигаться по крайней левой только в условиях плотного транспортного потока.
При появлении возможности «взять правее» водителю следует сделать это незамедлительн.
Если дорога более или менее свободна, в пределах населенного пункта разрешается прибегнуть к опережению машины с правой стороны, покинув свою полосу.
Для этого водителю следует заранее включить сигнал поворота, затем посмотреть в зеркало заднего вида, чтобы убедиться в отсутствии помех. Если приближающихся транспортных средств нет, можно спокойно приступать к маневрированию.
После опережения возвращаться в положение, занимаемое ранее, необязательно.
Нельзя забывать о недопустимости заезда на тротуары и пешеходные дорожки. Такие маневры могут закончиться не только штрафом: существует риск нанести вред здоровью или жизни людей. Лучше потерять несколько минут, чем подвергать опасности себя и остальных участников движения.
Источник: РуДороги.ру
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/598c45bce86a9e542bbda226/5ccfdb79e6420f00b3fb7aac