Введение ОСАГО в существенной степени освободило потерпевших в ДТП от тягот, связанных с материальным возмещением вреда.
Даже если приходится судиться со страховой компанией о размере ущерба или в связи с нарушением порядка выплаты, в итоге чаще всего средства будут взысканы или ремонт произведён, а обиженный автовладелец получит ощутимую компенсацию в виде неустойки и штрафа.
Но несмотря на обязательность страхования, время от времени происходят автопроисшествия с не застраховавшими ответственность автовладельцами. Нередки ситуации, когда недействительность полиса оказывается неожиданностью и для самого страхователя.
Участник ДТП без страховки ОСАГО: причины и ответственность
По данным с сайта госкомстата, на конец 2016 г. в РФ зарегистрировано более 45 млн легковых автомобилей. По информации РИА Новости со ссылкой на РСА, в 2017 г.
около 6 млн автовладельцев не застраховали свою ответственность, а около 1 млн являются обладателями поддельных полисов.
Основная доля нарушений приходится на владельцев легковых машин, так как водители автобусов и грузовиков находятся под особым контролем не только со стороны ГИБДД, и вряд ли рискнут пользоваться поддельным документом или ездить без ОСАГО.
По сведениям РСА, около 7 млн водителей ездят без договора ОСАГО или с поддельным полисом
Таким образом, 15,5% водителей легкового автотранспорта не имеют страховой зашиты.
Принимая условно, что незастрахованный участник дорожного движения попадает в автопроисшествия наравне с застрахованным, с равной вероятностью может стать как виновником, так и потерпевшим, получаем 7–8% аварий по вине водителя без полиса.
Даже если в целях объективности уменьшим полученную цифру в 2 раза, вероятность попасть в такую ситуацию значительно превышает значение статистической погрешности, а следовательно, вполне реальна.
Обязательства страховщика по выплате возмещения
Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»
При наличии действующего договора ОСАГО страховщик вместо виновника производит выплату в следующих случаях:
- причинён ущерб транспортному средству;
- причинён ущерб имуществу, находящемуся в транспортном средстве потерпевшего и не являющегося его частью или составным элементом (багаж, нештатное оборудование, личное имущество водителя и пассажиров и т. д.);
- причинён ущерб другому имуществу (строения, сооружения, движимые объекты, личные вещи пешеходов и т. д.);
- причинён вред жизни и здоровью любому другому человеку (второй водитель, пассажиры, в т. ч. находившиеся в автомобиле виновника, пешеходы и т. д.).
Подробнее о заключении договора страхования: https://bumper.guru/strahovanie/proverka-kbm-po-baze-rsa.html
Если действующий полис имеется у водителя, но он не указан в качестве допущенного к управлению лица, или ДТП произошло вне указанного в договоре периода использования транспортного средства, страховая компания произведёт выплату на общих основаниях. Право страховщика на взыскание с такого виновника выплаченного возмещения не затрагивает интересы потерпевшего.
Страховщик возместит ущерб только при наличии действующего договора ОСАГО
Обязательства страховщика по недействительному полису не возникают. Недействительным документ будет в следующих случаях:
- закончен срок действия договора;
- полис подделан;
- полис оформлен на подлинном бланке, в том числе с подлинными оттиском печати и подписью, но бланк значится как украденный или потерянный;
- электронный полис оформлен не на сайте страховщика и не является электронным документом.
В последних трёх случаях автовладелец может и не подозревать, что имеющийся у него договор является недействительным. Случаи хищения бланков у страховщиков не единичны. Оформленные на украденных бланках полисы реализуются под видом действительных.
Известны случаи, когда мошенники открывали сайты, дублирующие сайты крупных страховых компанией, и собирали деньги на свой счёт или электронный кошелёк. Первым признаком продажи недействительных страховок является их заниженная стоимость.
Действительный полис ОСАГО не может стоить дешевле, чем у других страховщиков. Страховщикам предоставлено право определять тариф в пределах устанавливаемого Центробанком диапазона, но на практике используются максимальные размеры.
Никакие скидки, акции или подарки при продаже ОСАГО недопустимы (п. 2.6–2.7 Правил профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО, утв. пост. Президиума РСА от 31.08.2006, пр. № 3).
Встречаются и недобросовестные действующие агенты, присвоившие себе собранную премию и заявившие страховщику о потере выданных ему бланков. Вся информация о недействительных бланках в обязательном порядке размещается на сайтах страховых компаний и РСА.
При оформлении договора ОСАГО вне офиса страховщика, у незнакомого агента и в других подобных случаях, когда из обстановки нельзя быть твёрдо уверенным в действительности сделки, следует через 2–3 дня после получения полиса проверить его статус в соответствующем разделе на сайте РСА или конкретной компании. Статус бланка можно проверить и до оформления договора.
На сайте РСА будет отражена информация о недействительности бланка, а похищенные или утерянные бланки будут включены в соответствующий перечень на сайте страховщика.
При приобретении полиса ОСАГО в случайных ситуациях следует проверить его действительность на сайте РСА или страховщика
При банкротстве страховщика или отзыве у него лицензии обязательства по возмещению материального ущерба переходят к РСА. За причинённый в результате ДТП вред жизни и здоровью союз выплатит возмещение также и в случаях, когда ответственность виновника не была застрахована либо он скрылся с места происшествия и не был установлен (ст. 18 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ).
В случаях, когда полис ОСАГО отсутствует или недействителен, вред должен быть возмещён его причинителем в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством для таких отношений. В этом нет ничего трагического или невозможного.
Такой порядок существовал и в советские времена, и в современной России до 2003 г.
Но в связи с тем, что за 15 лет действия ОСАГО автовладельцы уже избаловались относительной простотой и доступностью процедуры возмещения вреда, фиксированными сроками выплат, в ситуациях с незастрахованным виновником приходиться вспоминать доосажную практику.
Ответственность за отсутствие обязательного страхования
Неисполнение обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцем, а также управление автомобилем, если страхование заведомо отсутствует, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Наказание в обоих случаях установлено единое — штраф 800 руб.
Для применения мер ответственности важна заведомость действий автовладельца. Водитель должен знать, что его ответственность не застрахована, и осознавать противоправность своего поведения и возможные последствия.
При добросовестном приобретении поддельного полиса ответственность исключается, но автовладелец должен доказать, что не знал и не мог знать о подделке.
Управление машиной неуказанным в договоре водителем или вне установленного периода управления согласно ч. 1 ст. 12.37 обойдётся в 500 руб. Отсутствие документа у застраховавшего ответственность водителя является нарушением ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ и карается штрафом в 500 руб. или предупреждением.
Управление автомобилем при заведомом отсутствии договора ОСАГО является админитсративным правонрушением, за которое налагается штраф 800 руб
Пунктом 2 ст. 19 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на эксплуатацию транспортного средства водителем, ответственность которого не застрахована по договору ОСАГО.
Однако в отличие от случаев управления автомобилем в состоянии опьянения, например, никаких практических механизмов реализации запрета не предусмотрено. До ноября 2014 г.
при отсутствии действующего договора страхования с автомобиля снимали госномера, и автовладелец в течение суток после этого должен был оформить полис. Сейчас такая мера обеспечения не применяется и существующий запрет носит декларативный характер.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект № 365162–7, согласно которому предполагается сделать единый штраф в размере 5000 руб. как за неисполнение обязанности по обязательному страхованию, так и за управление машиной не вписанным водителем или вне установленного периода. По состоянию на май 2018 г.
проект ещё не прошёл первое чтение, но назначенный соисполнителем Комитет ГД по транспорту и строительству дал отрицательное заключение.
По мнению Комитета, повышение размера штрафа не только не будет стимулировать автовладельцев страховать ответственность, но и «будет способствовать мощному толчку к развитию и процветанию коррупции на рынке ОСАГО».
Заключение комитета вызывает удивление. Обосновать столь диковинный вывод законодатели не удосужились. Существующий штраф в 800 руб. (400 руб. при оплате в течение 20 дней) наоборот стимулирует автовладельцев не заключать договор.
Даже если в течение года такой водитель будет штрафоваться ежемесячно, что практически малореально, и в сокращённые сроки уплачивать штраф, общая сумма не превысит полагающуюся страховую премию.
Увеличение штрафа до размеров, сопоставимых со стоимостью полиса, является логичным условием, при котором выгоднее оформить договор, чем 2–3 раза в год уплатить штраф. В какой форме на рынке ОСАГО существует коррупция и какие коррумпированные должностные лица извлекут выводу из высоких штрафов, известно, видимо, только членам Комитета.
Если предполагается, что такими лицами будут являться сотрудники ГИБДД, то вопрос находится далеко за пределами автострахования и не может учитываться при решении задач обязательности страхования. В этом случае логичным было бы отменить ответственность за отсутствие страховки и любые другие нарушения.
Инспектор ГИБДД, прибывший на место происшествия, в числе первых действий проверяет документы участников ДТП, включая полисы ОСАГО.
Для проверки действительности договора автоинспекторы обеспечены мобильными устройствами связи, позволяющими оперативно получить информацию из базы данных РСА или ведомственной базы.
Отсутствие или недействительность страховки при обращении в полицию для оформления дорожного происшествия будет установлено как в отношении виновника, так и потерпевшего. Даже если этот вопрос выпадет из внимания ГИБДД, ни один страховщик не произведёт выплату по недействительному полису.
Последствия отсутствия действующего договора страхования
Помимо административных санкций, на виновника дорожного происшествия целиком ложится гражданская ответственность за причинённый вред.
Более того, потерпевший не будет связан методикой определения размера ущерба, применяемой при определении размера ущерба, и установленным порядком выплаты возмещения. Размер ущерба, определённый в соответствии с Единой методикой, утв. Положением Центробанка от 19.09.
2014 г. № 432-П, рассчитывается из фиксированных цен на запчасти и материалы, усреднённой стоимости нормо-часа работ. При расчёте учитывается износ до 50% от реальной стоимости деталей.
К тому же правила ОСАГО предполагают натуральную форму выплаты, а при возмещении вреда виновником потерпевший может сам определить предпочтительный вариант возмещения — взыскать деньги или обязать осуществить ремонт.
На незастрахованного виновника целиком ложится гражданская ответственностоь за причинённый вред
При возмещении вреда непосредственно виновником ущерб будет определяться исходя из других методик. Как минимум суд не станет учитывать износ деталей.
Стоимость ремонта будет определяться по фактическим затратам без учёта скидок, которые имеют страховщики у партнёров.
В итоге фактический размер подлежащего возмещению виновником ущерба получается больше, чем рассчитываемый страховой компанией.
Помимо собственно ущерба, на виновника могут быть возложены дополнительные расходы:
- на проведение независимой оценки;
- на эвакуатор от места ДТП к месту хранения автомобиля, СТОА, если транспортное средство не может передвигаться;
- расходы на стоянку, если автомобиль должен быть помещён после ДТП на охраняемую стоянку во избежание дополнительного ущерба (например, у потерпевшего нет гаража и машина обычно стоит во дворе);
- почтовые (на отсылку телеграмм о проведении осмотра и т. п.);
- другие расходы, связанные с ДТП.
Специфическим взысканием с виновника ДТП будет компенсация морального вреда. При отсутствии телесных повреждений размер компенсации морального вреда будет незначительным — не более 1000–2000 руб.
Поэтому потерпевшие обычно не утруждают себя предъявлением подобных требований к водителю, если выплата производится страховщиком. При взыскании страхового возмещения со страховщика в судебном порядке одновременно заявляются и требования о компенсации морального вреда.
Но в этом случае моральный вред причиняется незаконными действиями страховой компании, выразившимися в задержке выплаты или отказе. Виновник же причиняет моральный вред потерпевшему в связи с переживаниями и страданиями, вызванными происшествием и повреждением автомобиля.
При судебном взыскании материального ущерба с виновника «прицепят» и компенсацию морального вреда.
На виновнике будут также лежать обязанности по уплате процентов за просрочку уплаты, если возмещение ущерба не будет произведено своевременно, судебные и исполнительные расходы при принудительном взыскании и т. д.
Помимо материальной составляющей, участники происшествия будут вынуждены договариваться друг с другом, принимать какие-то компромиссы.
При наличии договора ОСАГО стороны не имеют взаимных финансовых претензий (если размер ущерба не превышает страховую сумму) и с материальных позиций безразлично относятся к отношению друг друга к наступившим последствиям — виновнику безразлично, какой ущерб он причинил, а потерпевшему безынтересно, что думает о размере ущерба виновник. Но при возложении обязанности по возмещению вреда на виновника интересы сторон становятся прямо противоположными. Виновник желает уменьшить размер ущерба и свою вину в произошедшем событии, потерпевший намерен взыскать все возникшие расходы.
Отсутствие полиса ОСАГО у потерпевшего влечёт только одно негативное последствие для виновника — невозможность оформить ДТП без участия ГИБДД в случаях, когда это предусмотрено правилами ОСАГО:
Источник: https://bumper.guru/dtp/u-vinovnika-dtp-net-strahovki.html
Ответственность сторон при ДТП без страховки ОСАГО
- Нужна качественная юридическая консультация по автомобильным вопросам? Обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефонам:
- +7 (499) 638-44-96 доб. 753 — Москва и область
- +7 (812) 309-52-81 доб.357 — Санкт-Петербург и область
8 (800) 333-94-83 доб.
154 — для регионов
Звонок бесплатный!
По статистическим данным сейчас большая часть автовладельцев ездят без полиса ОСАГО. Одной из причин такого положения является небольшая административной ответственности за это нарушение. Так, согласно ст. 12.37 КоАП РФ, управление транспортом без ОСАГО наказывается штрафом в 800 рублей.
Если же нарушителю удастся убедить инспектора ГИБДД в том, что оставил полис дома по забывчивости, то наказание снижается до 500 рублей. Отсутствие обязательной страховки у участников происшествия приводит к усложнениям в процедуре возмещения причинённого материального вреда пострадавшим персонам.
Рассмотрим ниже варианты действий обеих сторон ДТП, когда у них отсутствует полис ОСАГО.
Если нет страховки у виновника ДТП
В стандартном варианте ДТП, когда водитель, виновник происшествия, застраховался по ОСАГО, ущерб компенсируется участникам аварии за счет его страховой компании в полном или частичном объёме в зависимости от обстоятельств и причин происшествия.
Другими словами, если полис ОСАГО отсутствует у потерпевшего, то он оплачивает административный штраф (800 рублей), а за страховым возмещением обращается в страховую компанию виновника ДТП.
А вот если водитель совершил ДТП, не имея страховки, все расходы, вытекающие из последствий случившейся аварии, виновник ДТП без страховки оплачивает из собственного кармана, включая административный штраф за отсутствие полиса.
При этом не имеет значения причина отсутствия страхового полиса у виновника. Таких причин огромное количество, включая:
- страховой договор по ОСАГО не составлялся;
- страховой полис просрочен, а новый договор о продлении срока не заключен по различным причинам;
- человек, совершивший ДТП, отсутствует в списке лиц, указанных в полисе в качестве водителя, допущенных к управлению транспортным средством;
- ДТП совершено в тот период, который не предусмотрен в страховом договоре, например, по договору страховка действительна только на весенне-летний сезон (с марта по август), а происшествие случилось зимой.
В каждом из указанных случаев виновник аварии компенсирует причинённый материальный ущерб полностью за свой счёт. По новым действующим правилам компенсация вреда производится восстановлением повреждённой автомашины в отведённый период времени или выплатой денежной суммы в тех случаях, когда:
- Повреждённую машину технически невозможно восстановить.
- Расходы на ремонт превышают максимальную страховую сумму в 400 000 рублей.
- Длительность ремонта превышает установленные сроки восстановления.
Видео: ДТП без ОСАГО: кто понесет ответственность?
Как действовать виновнику ДТП без страховки
В стандартной ситуации дорожного происшествия после его расследования и определения виновного лица компенсационные выплаты осуществляет страховая компания виновника.
Если же у него нет договора ОСАГО, то ни одна страховая фирма не возьмёт на себя расходы по выплатам, и тогда их взыскание потерпевшими производится с виновника на его доброй воле или через суд. Если последствия происшествия незначительны, т.е.
техника получила несложные повреждения, а люди отделались лёгкими ушибами и синяками, то виновнику аварии рекомендуется действовать следующим образом:
- Не оставлять машины на трассе, если они создают помеху движению, а зафиксировать их расположение на фото и видео камеру и передвинуть на обочину, освободив проезжую часть, чтобы не получить дополнительного штрафа за создание затора на дороге;
- Обращаться вежливо с потерпевшей стороной, чтобы не давать основания ей для дополнительных требований в виде возмещения морального ущерба;
- Попытаться исчерпать инцидент на месте аварии без вызова сотрудников ГИБДД, если противная сторона согласна с таким вариантом решения проблемы и не предъявляет чрезмерно завышенных требований в вопросе материальной компенсации ущерба;
- Если последствия происшествия серьезные, технике и людям нанесён значительный вред, в определении виновника аварии есть противоречия у её участников, если они не приходят к согласию в вопросе суммы компенсации, то вызывайте работников ДПС для законного оформления происшествия и запуска официальной процедуры расследования.
Порядок неофициального разрешения вопроса для потерпевшего и виновника
Если виновник происшествия добровольно признаёт свою вину, а потерпевшее лицо не предъявляет завышенных требований в части компенсации ущерба, то разрешение конфликта по обоюдному согласию без вызова полиции будет взаимовыгодным вариантом для обеих сторон в плане экономии времени, средств и нервов. Основной вопрос в данном случае — обоюдное соглашение о сумме, сроке и способе возмещения ущерба. Расписка составляется письменно в произвольной форме, где указывают следующие сведения:
- Краткое описание сути происшествия и места его совершения.
- Информация об участниках ДТП с записью данных паспортов или другого удостоверения личности.
- Сведения об автомобиле потерпевшей стороны (номер ПТС и государственные номера, вин-код и модель машины) с описанием нанесённых повреждений.
- Итоговая сумма компенсации ущерба.
- Способ возмещения вреда и его сроки.
- Сумма, уплаченная виновником в качестве первого взноса.
- Оставшаяся сумма, которую виновник должен уплатить, порядок и сроки выплаты.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Порядок официального разрешения конфликта
Если по различным причинам невозможно достичь взаимного согласия для неофициального разрешения вопроса или последствия аварии слишком тяжёлые, то её участникам предстоят нервотрёпка и хлопоты, связанные с расследованием и судебным разбором дела. Причём копии официальных документов, составляемых сотрудниками ДПС на месте дорожного происшествия, потребуются в дальнейшем потерпевшему лицу и виновной стороне. К ним относятся:
- справка о ДТП;
- протокол о совершённом правонарушении;
- схема ДТП;
- акт медицинского освидетельствования (при наличии).
Оценочная экспертиза со стороны пострадавшего в ДТП
Следующий этап — проведение технической экспертизы повреждённых автомобилей для определения истинной степени повреждений и стоимости их восстановления. Эксперты выявляют внешние и скрытые внутренние повреждения.
Когда автомобиль невозможно восстановить, экспертами составляется документ об утрате товарной стоимости (УТС).
На процедуре технической экспертизы присутствует виновник ДТП, который заблаговременно уведомляется о дате и месте проведения мероприятия.
Эти действия: подготовка документов, проведение экспертизы, оценка вреда, уведомление виновника, организуются и оплачиваются пострадавшей стороной за свой счёт, поэтому ему важно иметь и сохранить отчётные квитанции о произведённых финансовых затратах, чтобы в дальнейшем получить компенсацию с виновной стороны. Иногда требуется проведение дополнительной экспертизы в виде дорожной или трасологической.
Виновнику аварии в процессе оформления на месте происшествия первичных документов нужно проследить, чтобы его почтовый адрес верно указали, так как уведомления передаются по почте, и их неполучение адресатом по причине неправильно записанного адреса будут истолковываться судом не в его пользу. Не следует ему избегать экспертизы, а нужно обязательно присутствовать на ней, чтобы контролировать объективность проведения и правильность оценки причинённого ущерба. По окончании мероприятия возьмите копию заключения экспертизы.
После завершения оценочной экспертизы пострадавший готовит письменную досудебную претензию с обосновывающими её документами и отправляет их виновнику по почте с уведомлением о доставке адресату. Претензия включает в себя следующую информацию:
- Краткое содержание обстоятельств ДТП.
- Факты понесённого ущерба.
- Обоснованные пункты требований по компенсации с указанием сумм и итоговая сумма возмещения ущерба, включая расходы на эвакуацию, экспертизу, почту, наём адвоката и моральный вред.
Виновник внимательно изучает полученный документ и проверяет правильность приведённых требований, а лучше обсудить его с адвокатом. На ознакомление с документом виновнику предоставляется законом 30 суток со дня его получения, по истечении которых истец имеет право подать заявление в суд для проведения судебного разбирательства и принудительного взыскания компенсации.
Видео: Попал в ДТП у виновника нет страховки
Если виновник согласен с претензией и указанной суммой компенсации, то лучше ему договориться с истцом о добровольной выплате денег, не дожидаясь судебного разбирательства.
Если же он не согласен с содержанием документа, то нужно готовиться к судебной тяжбе и готовить оправдательные документы по каждому пункту предъявляемых требований.
При этом нужно понимать, что безработица и отсутствие ценного имущества не являются обоснованием для отказа в удовлетворении законных требований истца. Претензия сопровождается копиями следующих официальных бумаг:
- справка о происшествии;
- постановление о нарушении административного кодекса;
- уведомление о вызове на проведение экспертных исследований по оценке ущерба;
- экспертное заключение с указанием размера причинённого ущерба;
- регистрационное свидетельство, страховой полис и технический паспорт на повреждённую автомашину;
- квитанции и чеки, подтверждающие понесённые затраты, связанные с ДТП.
Исковое требование для возбуждения судебного разбирательства подаётся в районный суд по месту регистрации виновника аварии или мировому судье, когда сумма иска не превышает 50 000 рублей.
Если ответчик игнорирует иск и не приходит судебные заседания, то потерпевший ходатайствует об аресте его транспорта, что является стимулирующим рычагом для обеспечения явки ответчика на суд.
Если ответчик уклоняется от исполнения судебного решения по добровольной выплате компенсации, то истец ходатайствует о наложении ареста на всё его имущество с целью принудительного взыскания долга.
Невиновный незастрахованный потерпевший в ДТП
Как уже было упомянуто в начале статьи, страховая фирма, с которой заключён договор ОСАГО виновником ДТП, берёт на себя расходы по выплате материальной компенсации всем потерпевшим лицам по установленным тарифам, независимо от того, имеется ли у них полис ОСАГО или нет.
На практике случается так, что виновник происшествия не входит в список допущенных к управлению автомобилем водителей, указанных в полисе или сразу же убежал с места дорожного происшествия.
И даже в этих случаях переживать пострадавшему по поводу получения компенсации вреда не приходится, так как страховая фирма виновника обязана выплатить ему компенсацию с дальнейшим возбуждением судебного разбирательства в отношении виновника ДТП с целью возвращения понесённых затрат в качестве регресса.
Если виновник ДТП не собственник управляемого им автомобиля, то потерпевший имеет право предъявлять претензию водителю и владельцу авто. Примером этому может быть случай совершения аварии водителем служебного транспорта, принадлежащего автотранспортному предприятию.
Источник: http://avtocity365.ru/zakon-avto/dtp-bez-strahovki/
Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину
К сожалению, стать участником дорожно-транспортного происшествия может любой автомобилист. Скорость разрешения вопросов, связанных с восстановлением обстоятельств аварии и получением страхового возмещения, напрямую зависит от слаженности действий участников ДТП.
Многие автовладельцы, чтобы обезопасить себя, оформляют полиса ОСАГО. В случае наступления по их вине дорожно-транспортного происшествия, водителям не придется самостоятельно компенсировать ущерб, полученный владельцем поврежденного транспорта.
Однако страховая компания может отказать в выплате пострадавшему компенсации, если вина страхователя не будет установлена. Однако если виновник дорожно-транспортного происшествия отказывается признать свое нарушение ПДД, пострадавший впоследствии сможет привлечь его к административной, гражданской или уголовной ответственности.
Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину
Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.
Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:
- Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
- Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
- Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах. Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.
Ни в коем случае нельзя паниковать и пытаться вразумить виновника дорожно-транспортного происшествия силовыми методами. Впоследствии это может негативно отразиться на положении пострадавшего автовладельца – он не только не получит возмещения, но и может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.
Бывает, что водитель признал вину, а потом отказался брать на себя ответственность за правонарушение. В такой ситуации пострадавшему следует проследить, чтобы ГИБДД грамотно составила все документы, а также заручиться поддержкой свидетелей. Затем можно подавать документы в страховую компанию. Недобросовестный водитель должен будет доказывать свою невиновность в судебном порядке.
Отношения с виновником ДТП
Если автомобилист, виновный в столкновении транспортных средств, отказывается признавать свою вину, пострадавший ни в коем случае не должен вступать с ним в полемику и отстаивать свою точку зрения.
Не стоит также поддаваться на уговоры такого автолюбителя и урегулировать вопрос без вызова на место аварии сотрудников дорожной инспекции. Без должного оформления ДТП, впоследствии виновный автовладелец сможет дать показания, по которым в столкновении будет виновато лицо, фактически пострадавшее в автомобильной аварии.
После прибытия на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников дорожной инспекции, ими составляется протокол. Если автомобилист не оспаривает свою вину, сразу же может быть составлено постановление об административном правонарушении.
Если же сотрудникам ГИБДД не удается установить все обстоятельства ДТП, ими возбуждается дело об административном правонарушении.
Действия пострадавшего, если виновник не признает вину
Еще несколько лет назад у сотрудников дорожной инспекции была возможность выносить приговор при разбирательстве обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Лицу, виновному в ДТП, выдавалась справка, после чего он принимал решение, стоит возмущаться по данному поводу или нет.
Сейчас же законодательство изменилось и теперь сотрудник ГИБДД не имеет права выносить постановление об административном правонарушении, если виновник отказывается признавать, что авария произошла из-за несоблюдения им правил дорожного движения.
Теперь если автовладелец отказывается признавать вину, сотрудниками ГИБДД составляется справка о ДТП, которая передается пострадавшему лицу. С этой справкой автомобилист обращается в страховую компанию для получения компенсационной выплаты.
Если страховщик отказывается выплатить возмещение, собственник поврежденного транспортного средства может обратиться в суд для получения компенсации аза причиненный его имуществу или здоровью ущерб.
Однако автомобилист, которому навязывают его виновность, также имеет право обратиться в суд.
В этом случае именно судья будет должен доказать или опровергнуть виновность автолюбителя в дорожно-транспортном происшествии.
Соответственно, пока рассмотрение дела не будет закончено, пострадавший автомобилист не может рассчитывать на получение возмещения от страховой компании, так как виновность второго участника ДТП не установлена.
Порядок действий
Можно определить порядок действий, руководствуясь которым, автомобилист сможет доказать, что второй водитель, принявший участие в ДТП, и есть лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии.
- Прежде всего, автолюбитель должен вызвать на место столкновения сотрудников дорожной инспекции, которые смогут установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, составить все необходимые документы об аварии.
- По результатам исследования сотрудниками дорожной инспекции выносится решение, всем участникам ДТП выдаются соответствующие справки, с которыми позднее можно будет обратиться в суд или в страховую компанию для получения возмещения для ремонта автомобиля.
- В соответствии с требованиями кодекса об административных правонарушениях, виновный водитель должен быть привлечен к ответственности путем наложения на него штрафа.
- Если впоследствии разбора дела дорожным инспектором будет установлено, что никто из водителей невиновен в дорожно-транспортном происшествии, никто из них не привлекается к ответственности. Оба автолюбителя получают только справки о ДТП, с которыми позднее они смогут доказывать свою точку зрения.
- Если один из автовладельцев не согласен с полученным документом, он имеет право обратиться в суд для установления виновника дорожно-транспортного происшествия. Вместе с исковым заявлением, истец должен предоставить суду документы о понесенных расходах на свое лечение, восстановление поврежденного транспортного средства, а также доказательства вины второго автомобилиста (записи с камер, показания свидетелей).
- На следующем этапе судья проводит расследование дела. По необходимости, в качестве доказательств используются материалы, составленные сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.
- Судья имеет право не согласиться с решением дорожного инспектора, запросить проведение повторного расследование обстоятельств аварии, проведение технической экспертизы, вызова на заседания свидетелей произошедшего.
- По итогам проведения дополнительного расследования и экспертиз, судья принимает новое решение о признании автомобилиста виновным или невиновным в автомобильной аварии.
- После получения нового судебного решения, владелец поврежденного транспортного средства имеет право обратиться в свою страховую компанию или в компанию виновника ДТП для получения страхового возмещения для восстановления своего автомобиля.
- Если в ходе судебного разбирательства будет установлена обоюдная вина участников ДТП, автомобилисты имеют право обратиться к страховщику для получения частичной компенсации полученного ущерба в размере, исчисляемом в зависимости от степени их виновности в случившемся.
Можно ли обезопасить себя
Можно ли обезопасить себя от того, что второй водитель будет отказываться признавать свою вину и всячески пытаться избежать ответственности? Именно такой вопрос интересует многих автомобилистов.
- Лучше всего заранее позаботиться о покупке и установке видеорегистратора. Даже если на место столкновения не окажется стационарных камер видеонаблюдения или не будет свидетелей (к примеру, ДТП произошло ночью в спальном районе города), у автовладельца всегда будет «свидетель», который сможет зафиксировать реальные обстоятельства аварии.
- Если у водителя все-таки нет видеорегистратора, необходимо искать свидетелей произошедшего. Их показания смогут оказать влияние на ход судебного разбирательства.
Если сотрудник дорожной инспекции отказывает автомобилисту в возбуждении административного дела, это может иметь сразу несколько значений:
- Поиск истины усложняется в несколько раз.
- Потеря шанса для пострадавшего в получении страховой выплаты в рамках действий страхового полиса ОСАГО.
В соответствии с нормами законодательства, водитель может обжаловать полученное постановление в течение 10 дней с даты его выдачи.
Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/vinovnik-dtp-otkazyvaetsya-priznavat-vinu/
У виновника дтп нет страховки — что делать
Представьте, что, возвращаясь домой после работы, вы попали в ДТП, виновник которого не застрахован. Что делать в такой ситуации, к кому обращаться, чтобы получить свою страховую выплату?
Подобные случаи происходят повсеместно в России, и это неудивительно: по данным РСА, около трёх миллионов водителей в нашей стране или купили поддельный полис, или не приобрели его вовсе.
Современное законодательство предусматривает весьма демократичные штрафы за вождение без страховки (800 рублей), поэтому многие автолюбители ездят без ОСАГО годами.
Мы решили рассказать, как поступать, если что-то похожее произошло с вами.
Чем это грозит?
- Смысл обязательного страхования заключается в том, чтобы потерпевшая сторона получила свою компенсацию вне зависимости от возможностей виноватой стороны. Если у виновника не оказалось денег на полис, вряд ли он сможет оплатить ремонт вашей машины.
- Даже если вы понимаете, что ваш оппонент материально обеспечен, получение компенсации (в том числе через суд) может длиться годами. Процесс отнимет много сил, времени и денег, но шанс, что он окажется безрезультатным, всё равно остаётся.
Как это выглядит?
Если вы попали в ДТП, виновник которого не имеет ОСАГО, у вас есть несколько возможных выходов:
Самый простой способ избежать таких проблем – предвосхитить их появление. Невозможно повлиять на других участников движения: по прогнозам экспертов, в следующем году «отказников» (от обязательного страхования) станет ещё больше. Поэтому необходимо самостоятельно озадачиться покупкой страховых продуктов, покрывающих подобные случаи.
Попал в ДТП без страховки, и я не виноват — кто возместит ущерб
В силу разных обстоятельств автомобиль может стать объектом аварии до того, как его владелец получит полис ОСАГО — документ, обязательный для каждого гражданина, эксплуатирующего ТС. В такой ситуации придется детально разобраться, что будет, если попал в ДТП без страховки, и не виноват в аварии.
Источник: https://xn--d1agd3b.xn--p1ai/u-vinovnika-dtp-net-strahovki-chto-delat/
Порядок возмещения ущерба ???? при отсутствии страхового полиса ОСАГО у виновника ДТП в 2019 году
ОСАГО относится к обязательным условиям для находящегося за рулем автомобиля водителя. Но нередко возникает ситуация, когда случается авария, а у вызвавшего ее отсутствует автостраховка.
В приведенном варианте вторая сторона происшествия сталкивается с проблемой компенсирования понесенных убытков.
Резонно возникает вопрос: кто возместит ущерб, если у виновника ДТП нет страховки в 2019 году, в соответствии с требованиями законодательства.
Для чего нужна страховка
ОСАГО введен для того, чтобы пострадавшие в аварии смогли получить денежные выплаты в счет восстановления материального имущества и технического состояния транспортных средств.
Указанный полис относится к обязательным условиям нахождения за рулем авто.
Застрахованный водитель освобождается от необходимости компенсировать нанесенный ущерб другим лицам в случае дорожного происшествия. Эти выплаты возлагаются на компанию, выдавшую полис.
Когда такого договора нет или он просрочен, нарушителю придется самостоятельно выплачивать средства, в случае признания его виновным в аварии.
Как действовать при ДТП
Пострадавшему рекомендуется соблюдать определенную последовательность поведения. Если происшествие произошло, не нужно паниковать. От правильности оформления аварии во многом зависит успешность возврата потраченных денег. Согласно нормам, принятым в 2019 году, не стоит задумываться, что делать, если виновник ДТП оказался без страховки. Необходимо выполнить следующее:
- оставаться на месте аварии;
- успокоиться и восстановить расположение духа;
- посредством любого доступного устройства, снять детали происшествия на фото;
- вызвать представителей ГИБДД для расследования причин и определения виновных столкновения;
- отыскать свидетелей, которые не против предоставить письменные показания;
- связаться со своим страховщиком;
- по приезду сотрудника компании, потребовать от него отметить факт отсутствия полиса у виновного;
- дождаться независимого эксперта, для проведения оценки машины на серьезность повреждений;
- получить расчеты об ущербе и другую документацию по ДТП. Для этого требуется оплатить услуги оценочной фирмы.
Если полицейский не согласится оформлять соответствующие бумаги, этот момент должен быть отмечен представителем страховщика.
Если у виновника отсутствует полис ОСАГО
В указанной ситуации имеется важный нюанс: при неоформленном договоре не допускается составление европротокола. Такая возможность сохраняется, лишь когда страховка оформлена, но вызвавший столкновение в ней не значится.
Источник: https://nadoroge.guru/dtp/vyplaty/u-vinovnika-net-strahovki
В каких случаях страховая может заставить виновника дтп оплачивать его?
Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО.
И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.
Где указано, что страховая имеет право требовать деньги с автовладельца?
Право страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.
Если виновник ДТП умышленно нанес вред жизни и здоровью потерпевших
Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.
Если виновник ДТП был пьян
Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)».
То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.
К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП.
Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».
Если виновник ДТП не имел права управлять автомобилем, на котором ехал
Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.
Если виновник ДТП скрылся с места аварии
В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия.
Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания.
Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.
Если виновник не был вписан в страховку
Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.
Если виновник ДТП не предоставил автомобиль на осмотр страховщику
Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы.
Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.
Если виновник ДТП предоставил неверные данные при заключении договора ОСАГО
Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену.
Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.
Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей.
Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.
Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года.
Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.
Источник: https://www.kolesa.ru/article/v-kakih-sluchayah-strahovaya-mozhet-zastavit-vinovnika-dtp-oplachivat-ego