Количество частных камер видеофиксации нарушений ПДД увеличивается с каждым днем. Существует две стороны одной медали.
С одной — это стимул для водителей проявлять большую внимательность на дороге и соблюдать ПДД постоянно, что способствует уменьшению нарушений и ДТП.
С другой — искусственно созданное увеличение числа привлекаемых к административной ответственности лиц. При этом оплачиваемые штрафы идут не только в государственные бюджет, но и в карманы предпринимателей.
В статье описаны правила использования и размещения частных камер-треног, а также законные способы борьбы с ними. Водители, которым постоянно приходят штрафы за нарушения ПДД, узнают, как доказать свою невиновность, если нарушение зафиксировано частником.
Что говорит закон об установке треног
Статьей 2.6.1 КоАП устанавливается ответственность за нарушения в области дорожного движения, зафиксированные техническими средствами с функцией ведения съемки (фото или видео).
Если говорить о камерах видеофиксации на дорогах, закон предоставляет право использовать их различным частным фирмам с явной коммерческой выгодой для них. Подобный фактор привел к глобальному распространению подобной деятельности.
Основой для передачи полномочий выступают концессионные соглашения, подписываемые на основании Федерального закона № 115 от 21 июля 2005 года. Главный объект соглашения — отдельный участок дороги. Субъектами же выступает ИП или юрлицо.
На условиях соглашения и с соблюдением ГОСТов субъекты вправе размещать на дорогах частные камеры. Фирмам выгодно фиксировать как можно большее число нарушений с помощью установленных средств видеофиксации. За это причитаются солидные проценты от выплаченных нарушителями штрафов или же фиксированная плата, утвержденная за фиксацию 1 нарушения.
Законопроект
В начале июля 2019 года в Госдуму группой депутатов был внесен проект закона 743069-7, который бы помешал частникам злоупотреблять правами коммерческого использования камер. Проектом предлагается внести отдельные изменения в КоАП.
Камеры все же не исчезнут, но планируется внести ряд существенных поправок:
- Передать средства фиксации в собственность государства или его субъектов.
- Правительство должно определить требования к устройствам видеофиксации.
- Дополнительно правительству предлагается определить точный перечень мест для установки камер переносного вида.
Пояснительная записка отражает причины необходимости принятия поправок:
- Комплексы на треногах устанавливают не на участках, где зафиксирована повышенная аварийная обстановка, а в местах постоянных незначительных и спорных нарушений.
- Установка устройств производится с нарушениями или же намеренным завышением процента погрешности.
- Переносные треноги не отмечаются предупредительными знаками по причине законодательных пробелов.
- Инициаторы законопроекта уверены, что частными лицами технические средства устанавливаются преднамеренно таким образом, чтобы зафиксировать как можно большее число нарушений.
Есть основания утверждать, что закон о камерах видеофиксации все же будет принят, но в 2020 году. Изменению текущего положения также способствуют массовые протесты водителей, описанные в СМИ. Они идут порой на крайние меры в борьбе с несправедливым, по их мнению, привлечением к административной ответственности.
Так, некоторые моменты относительно средств видеофиксации были отмечены Главой государства. Он потребовал, чтобы были ужесточены правила фиксации нарушений правил дорожного движения, владельцы камер уведомляли водителей о месте, где находится оборудование, были увеличены штрафы за нарушение правил использования устройств.
Как работают частные камеры и что фиксируют
Специальные приборы снабжены датчиками, которые фиксируют скорость движения транспорта, пересечение им разметки и т. д.
Мобильные средства видеофиксации реагируют на следующие ситуации на дороге:
- Водитель превышает установленный режим скорости.
- Выезд транспорта на полосу встречного движения или к обочине.
- Совершение обгона на поворотах.
- Нарушения ПДД на перекрестках.
- Игнорирование запрещающих знаков, красного сигнала светофора.
- Переезд стоп-линии до светофора.
- Остановка в зоне для движения пешеходов или их непропуск.
- Маневры, запрещенные на дороге.
- Не пристегнут ремень безопасности.
- Выезд на дорогу отдельных видов ТС.
- Игнорирование разметки.
- Ошибки при парковке.
- Разговоры по мобильному за рулем.
- Не включены фары.
Для каждого вида камер на треноге установлен свой перечень фиксируемых нарушений. Более современные модели предусматривают широкий функционал.
Правила установки частных камер видеофиксации
Существуют отдельные правила установки на дорогах камер видеофиксации на треноге, они определены инструкцией по эксплуатации:
- Тренога должна охватывать прямой участок дороги протяженностью до 60 м.
- На обочине тренога камеры выставляется как минимум в трех метрах от края дорожного полотна.
- Максимальная дальность установки составляет: для однополосных дорог — 17 м, двухполосных — 13 м, трехполосных — 9 м, четырехполосных — 5 м.
- Угол поворота камеры должен быть параллельным дороге.
- Допустимая погрешность прибора — не больше 2 км/час.
Камеры вправе устанавливать любой частный субъект, подписавший договор концессии, на таких участках дороги:
- Где повышен риск возникновения аварий.
- Где нет стационарных приборов видеофиксации.
- Определенных местным управлением ГИБДД.
- При возможности их визуального опознания издалека водителями ТС.
До установки камера подлежит проверке и сертификации в ГИБДД. Персонал, обслуживающий спецприбор, проходит подготовку и тестируется.
Особенности эксплуатации мобильных треног:
- Каждое нарушение должно фиксироваться и подтверждаться распечатками сделанных фото.
- Персонал самостоятельно доставляет постановления о начислении штрафов за нарушение правил.
- Обслуживание камеры и ее установка оплачивается средствами, полученными за фиксацию нарушений на дороге (% или фиксированная сумма).
Применяемая камера должна иметь в комплектации инфракрасный датчик, распознающий номера, достаточную внутреннюю память и опцию фотораспечатки.
Должен ли быть установлен предупреждающий знак
Законодательство не содержит норм, которые обязывают сигнализировать о размещении на дорогах треног с камерами с помощью предупреждающих знаков.
В статье 8.23 ПДД определено, что на участке, где проводится видеофиксация, необходимо устанавливать спецзнак. Но здесь не указано, в отношении каких средств применяется правило.
ГОСТом Р 52289-2004 устанавливается необходимость размещения предупреждающих табличек там, где на дороге возможна фиксация нарушений с помощью стационарных устройств. К ним не относят треноги, которые являются мобильной техникой. Выходит, что в законодательстве есть упущение, которым активно пользуются коммерческие фирмы.
Где треноги не могут быть установлены
Запрещена установка переносных треног-камер в следующих местах:
- На извилистых дорогах.
- При сильных перепадах высот на местности.
- На участках, не отнесенных к аварийным.
- Маскирующими методами (за столбом, в кустарнике, в транспорте или же за ним и т. д.).
- При отсутствии освещения на трассе ночью.
Наличие камеры в последнем случае будет нецелесообразным, поскольку вспышку использовать в устройствах видеофиксации нарушений на территории РФ не разрешается.
Также действует запрет на установку камеры на треноге на обочине дороги, если не соблюдено минимальное расстояние три метра до края проезжей части. Именно это обязательное условие в большинстве случаев игнорируется.
Куда идут доходы со штрафов
Поскольку прибыль частников напрямую зависит от количества зафиксированных камерами на дорогах нарушений, они подбирают только современную аппаратуру с широкими функциональными возможностями.
Стоимость ее может варьироваться от 700 тыс. до 2 млн рублей. Чем выше цена, тем больше опций. Ежегодно устройства модернизируются, а перечень фиксируемых ими нарушений возрастает.
Современные модели способны параллельно проводить сверку номерных знаков с базой данных, выявляя нарушителей и угонщиков, сохраняя всю информацию и направляя ее оператору.
Перед тем как получить разрешение на установку камер и их применение, компания должны выиграть тендер. Только тогда она может приступить к работе.
Прибыль получают по простой схеме: каждый штраф, взысканный в бюджет, фиксируется, и концессионер получает либо премию в размере 20–50 % от оплаченного штрафа, либо фиксированную сумму — обычно от 200 до 233 рублей. Расчет премиальных определяют на местном уровне. Разницу от штрафа получает государство.
Исходя из того что в столице в среднем фиксируют примерно 80 тыс. нарушений в день, общая дневная выручка доходит почти до двух миллионов рублей. Муниципалитеты не имеют подобных средств, поэтому выбирают на тендерной основе компанию, которая покрывает все расходы на покупку, установку, обслуживание и ремонт камер, фиксирующих дорожные нарушения.
Срок заключения договора составляет от 10 до 12 лет. Около двух-трех лет компания возмещает за счет указанных премиальных свои затраты, а оставшееся время получает колоссальную прибыль. По окончании срока действия договора камеры отходят государству.
Такая практика сложилась в Москве. Сейчас большинство камер видеофиксации принадлежат государству, что значительно пополняет казну. Годовой доход насчитывает миллиарды рублей.
Вопросы читателей
Могу ли я оспорить штраф, если нарушение зафиксировано автоматически камерой-треногой?
Ответ: Оспаривание — сложная процедура, но возможная.
Опытные юристы дают такие советы, позволяющие бороться со штрафами, наложенными через средства автоматической фиксации нарушений:
- Нужно потребовать всю информацию по нарушению с видеофайлом. Для этого направляется запрос в ЦАФАП ГИБДД. При отсутствии нарушения запрашиваются объяснения с ГИБДД и только затем идет обращение в суд.
- Следует заново проехать по той дороге, где камерой зафиксировано нарушение. С помощью видеорегистратора фиксируется разметка и знаки. Если нарушения не могло быть, нужно обратиться в ГИБДД.
- При несовпадении места, где установлена тренога, и места нарушения следует сразу же оспаривать постановление через суд. Здесь явное мошенничество.
- Оплачивается половина назначенного штрафа и затем обжалуется постановление. Но здесь будет сложно вернуть уже выплаченную сумму.
- Подается жалоба в ГИБДД через официальный сайт или почтой.
Водителям нужно знать, что при себе у частника, обслуживающего камеру, должен быть определенный пакет документов:
- Концессионное соглашение, заключенное с местным муниципалитетом.
- Документация и сертификаты на используемую аппаратуру.
- Разрешение руководства ГИБДД на размещение камеры в конкретном месте.
При наличии всей документации, правильной настройке оборудования видеофиксации, соблюдении правил размещения и в отсутствии запрета на установку штраф будет назначен законно.
Что будет, если разбить камеру на треноге?
Ответ: Подобные действия расцениваются как уголовное преступление. Виновника накажут по статье 167 УК. Могут как назначить крупный штраф — до 40 тыс. рублей, так и упрятать в тюрьму на срок до двух лет. Кроме того, за уничтожение дорогостоящего оборудования придется нести материальную ответственность.
Источник: https://bezprav.net/novosti/chastnye-kamery-na-dorogah/
Треноги на дорогах — законно ли это в 2020 году
За последний год на дорогах России существенно выросло количество камер видеофиксации нарушений скоростного режима.
Большинство из них — мобильные комплексы на треногах, которые размещаются временно и в неожиданных местах, никак не обозначены дорожными знаками и часто скрыты из поля зрения водителей.
Камеры отмечают нарушения ПДД, водители получают «письма счастья» и вынуждены платить штрафы.
Можно ли считать увеличение камер видеофиксации на треногах эффективным средством борьбы с нарушениями правил дорожного движения? Законна ли и установка, кто и на основании каких законодательных норм имеет право их устанавливать? Об этом поговорим в статье ниже.
Частные камеры видеофиксации на треногах: основания для установки
Видеооборудование для фиксации нарушений ПДД – это стационарные и мобильные комплексы, которые должны устанавливаться на участках дорог, где наиболее высокий уровень аварийности, нарушений скоростного режима и других требований ПДД. Задача видеокамер – предотвращение правонарушений и их автоматическая фиксация.
Хотя нарушение ПДД — это зона ответственности ГИБДД, сама Госавтоинспекция установкой камер видеофиксации не занимается. Их имеют право устанавливать региональные представительства государственного Центра безопасности движения РФ.
То есть, эти функции переданы на баланс региональных бюджетов.
Поскольку не у каждого региона есть на это бюджетные средства, установкой и обслуживанием видеокамер получили право заниматься коммерческие компании и ИП на условиях аутсорсинга.
Что это дает? Субъекты хозяйствования заключают государственное концессионное соглашение с региональной администрацией и получают право:
- установить и обслуживать мобильные видеокамеры с треногами на дорогах;
- использовать оборудования для видеофиксации нарушений ПДД;
- распечатывать фотофиксацию;
- доставлять постановления о штрафах нарушителям;
- организовывать уплату штрафов, с суммы которых получают свой процент.
Проверьте наличие неолпаченных штрафов с помощью нашего сервиса.
Передавать функции видеофиксации в аутсорсинг частным отечественным и даже иностранным организациям государственные органы на местах имеют право на основании ФЗ 115 «О концессионных соглашениях».
Согласно закону, частный инвестор приобретает и обслуживает видеооборудование за свой счет, а ГИБДД указывает ему места установки видеокамер на треногах (у установщика должна быть виза руководителя регионального ГИБДД с разрешением установки камеры именно в конкретном месте).
Правила установки и использования треног
Согласно АПК РФ (статья 2.6.1), фиксация нарушений ПДД может осуществляться различными средствами, в том числе – техническими средствами видеофиксации специальным оборудованием.
Каждый мобильный радар или видеокамера на дороге должны устанавливаться в соответствии с едиными федеральными правилами:
- мобильные видеокамеры устанавливаются только в тех местах, где нет стационарного видеонаблюдения;
- нарушения ПДД должны фиксироваться и подкрепляться фотораспечатками;
- обслуживающий персонал сам обеспечивает доставку постановлений о наложении штрафа на конкретного нарушителя ПДД;
- услуги по установке и обслуживанию видеокамер оплачиваются из суммы уплаченных штрафов за зафиксированные нарушения ПДД (фиксированный процент).
При покупке оборудование проверяется и сертифицируется, а обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку.
Обозначение треног на дороге специальными предупреждающими знаками не требуются. Согласно статье 8.
23 ПДД, в зоне видеофиксации должен быть установлен специальный знак, но не указано, с какими средствами он устанавливается.
Поэтому установщики руководствуются ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому мобильные технические средства фиксации ПДД (а треноги – именно мобильное средство) знака не требуют.
Проблемы установки треног
Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.
С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.
Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:
- камеры устанавливают не там, где существует повышенная аварийность, а там, где максимально часто нарушается скоростной режим.
- искусственно создают «аварийный участок» несколькими мелкими авариями, о чем извещают в СМИ;
- маскируют видеокамеры в придорожных лесопосадках, за поворотами, за кузовом автомобиля или прямо на машине.
- устанавливают камеры некорректно, либо изменяют настройки погрешности.
- не обозначают камеры предупреждающими знаками (явный пробел в законодательстве).
Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей).
Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине.
Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.
В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.
Важно! Согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, контролю подлежит прямой участок дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги).
Будут ли отменены частные видеокамеры на дорогах?
Признавая, что аутсорсинг мобильной видеофиксации ПДД – это нормальная мировая практика, эксперты по безопасности дорожного движения РФ, утверждают, что на российских дорогах от нее следует отказаться.
Специфика отечественного законодательства и коррупция ведут не к снижению аварийности на дорогах, а к не совсем законному обогащению частных компаний, росту мошеннических схем и нарушению прав автовладельцев.
Государственная Дума уже рассматривает необходимость внесения изменений в КоАП РФ (статья 2.6.1) по вопросу привлечения водителей к административной ответственности на основании автоматической видеофиксации. Одним из пунктов изменений заявлен отказ от услуг частных организаций и передачу всех камер видеофиксации в собственность субъектов РФ.
Президент России также потребовал ужесточить правила видеофиксации нарушений ПДД, обязать владельцев видеокамер информировать водителей о местах установки оборудования и увеличить штрафы за неправильное его использование. В связи с этим, вероятно, законопроект будет принят в ближайшее время.
Можно ли оспорить штраф с треноги?
Чаще всего, водитель, получивший «письмо счастья», не вдается в подробности и предпочитает заплатить штраф, чем оспаривать его законность. Во-первых, доказывать свою невиновность ему придется сначала в ГИБДД, а затем в суде. А во-вторых, даже если вам кажется, что штраф незаконен, вовсе не означает, что нарушения не было.
Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:
- чтобы обезопасить себя от неудачи, лучше собрать всю необходимую информацию и обязательно запросить видеофайл нарушения в ЦАФАП ГИБДД. Если нарушения нет – смело обращайтесь в ГИБДД за разъяснениями, а затем в суд.
- Попробуйте повторно проехать по участку дороги, где видеокамера зафиксировала ваше нарушение и видеорегистратором отследите расстановку дорожных знаков. Если она показывает, что вы не нарушали ПДД, обращайтесь в ГИБДД.
- Уточните место установки камеры и сверьте его с местом, указанным в постановлении о штрафе. Если адреса визуальная «картинка» не совпадают – это мошенничество и нарушение ваших прав, и можно оспорить постановление в суде.
- оплатите половину штрафа и затем подавайте иск с обжалованием вынесенного постановления. В этом случае, правда, будет волокита с возвратом уже уплаченной суммы.
- обратитесь на сайт ГИБДД с жалобой или отправьте жалобу обычной почтой в отделение ЦАФАП.
Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.
Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).
Источник: https://www.driver-helper.ru/kamery-gibdd/t/vse-chto-nuzhno-znat-o-mobiljnyx-kamerax-trenogax-v-2019-godu
Можно ли вести съемку в патрульной машине ГИБДД?
Когда водителям приходится оспаривать решение инспектора ДПС или они сталкиваются с откровенным нарушением закона полицейскими, чтобы подтвердить свою правоту, приходится снимать всё происходящее на камеру. Но вот можно ли вести видеосъёмку в патрульной машине?
Стоит ли идти в патрульную машину?
Прежде всего нужно отметить, что водитель имеет полное право отказаться выходить из своего автомобиля.
Ведь, по закону, инспектор вправе только предложить пройти в патрульный автомобиль, а не приказывать это сделать. В большинстве случаев это совершенно рядовая просьба по отношению к водителю, нарушившему ПДД.
Но вот если вы ничего не нарушали, а инспектор просто просит пройти в его машину, делать этого не нужно.
Скорее всего, вас будут разводить на деньги. В патрульной машине вас будет ждать второй сотрудник, который помогает первому морально обрабатывать водителя.
Их задача — напугать, заставить признать виновность и подтолкнуть к идее решить эту проблему на месте.
Но не всегда с водителя требуют именно деньги, часто таким образом инспектора выполняют план по протоколам, делая из невиновных виноватых.
Свет, камера, мотор!
Любой конфликт с сотрудником ГИБДД лучше всего снимать на камеру, предварительно сообщив ему о ведении видеозаписи разговора.
Так как подобная съёмка чаще всего ведётся на видеорегистратор, висящий на лобовом стекле, то именно по этой причине инспектор будет настаивать на том, чтобы водитель проследовал в патрульную машину.
При попытке снимать на сотовый телефон действия полицейских в их автомобиле водителю будут запрещать это делать, ссылаясь на то, что съёмка и так ведётся, а самому снимать полицейскую машину запрещено.
Запрет нереальный?
В реальности такого запрета нет и никогда не было. В последней редакции административного регламента (он же Приказ № 664) нет запрета на фиксацию совершения процессуальных действий.
Сидя в полицейской машине, вы можете записывать в блокнот, фотографировать, вести аудио- и видеозапись. Более того, это конституционное право гражданина. Сотрудники ГИБДД не имеют право запрещать это делать.
Кроме этого, в законе «О полиции» также сказано, что деятельность полицейских является открытой, а значит их работу можно снимать на камеру.
Фото с интернет-ресурсов
Эксклюзивное предложение
на новые авто пользователям сайта Drivenn
Источник: https://www.DriveNN.ru/journal/novosti/mozhno-li-vesti-semku-v-patrulnoy-mashine-gibdd-id25331
Не снимайте, я стесняюсь: водителям запретят фото- и видеосъемку инспекторов ГИБДД
Из нового регламента работы дорожно-постовой службы пропала норма, обязывающая сотрудников не препятствовать использованию записывающей аппаратуры
МВД собирается запретить участникам дорожного движения вести фото- и видеосъемку своих сотрудников. Это следует из нового административного регламента, подготовленного правовым управлением МВД. Документ проходил общественные обсуждения с января 2017 года.
В него были внесены поправки, в частности исчез важный пункт, касающийся обязанности инспектора не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. В таком виде документ ушел в Минюст и в ближайшее время может быть подписан.
Тревогу забили представители Федерации автовладельцев России: по их словам, в новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Подробности — в материале «Реального времени».
Новый регламент работы сотрудников ДПС должен был вступить в силу еще в апреле 2017 года, но документ решили притормозить — с 31 января по 1 марта он проходил общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и независимую экспертизу. Результатом явилась доработанная редакция административного регламента, из которой исчез пункт 10.
13, в котором говорилось о том, что «сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания».
В таком виде документ отправился в Министерство юстиции России.
Тревогу забила Федерация автовладельцев России: «Когда я увидел, что исчезла эта норма, я сразу написал в Минюст.
Несмотря на то, что общественные слушания прошли, но история 2009 года показывает, что еще есть шанс ее вернуть, потому что тогда требование о видеосъемке Минюст включил.
Есть шанс, что в этот раз они обратят на это внимание и попросят МВД эту норму вернуть», — говорит Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автомобилистов России.
Как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. Фото reporter64.ru
Официальный комментарий ГИБДД к моменту публикации «Реальному времени» получить не удалось. Однако, как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. С ними он связался, когда обнаружил недостающие пункты в новой версии административного регламента.
— Разработчик — представитель правового управления МВД — объяснил это тем, что нет необходимости вписывать пункт отдельно, потому что регламент писали в 2009 году, когда не было закона о полиции. В 2011 году закон о полиции появился, но там нет четкого запрета на воспрепятствование видеосъемки.
Там говорится, что, ограничивая съемку, сотрудник должен сослаться на нормы закона. Еще, дескать, у нас есть федеральный закон о том, что гражданин вправе получать и распространять информацию любым законным способом, есть ч. 3. ст. 15 Конституции, где говорится, что любой запрет должен быт опубликован в виде нормативно-правового акта.
Но доказывать все это сотруднику ДПС — длинная история. Если посмотреть по практике патрульно-постовой службы, которая работает по закону о полиции, то, когда возникают проблемы и гражданин достает свой телефон, сотрудник ему запрещает.
Гражданин говорит, что по закону о полиции вы должны сослаться на нормативный документ, который бы запрещал съемку, на что ему отвечают, что «вы можете обжаловать мои действия в высшей инстанции», — рассказывает корреспонденту «Реального времени» Дмитрий Клевцов.
«Думал, что протоколы составлены на оппозиционеров, задержанных на митингах, а оказалось…»
Отсутствие нормы, обязывающей сотрудника ГИБДД не препятствовать видеосъемке, приведет к злоупотреблениям полномочиями, считает Клевцов: «Сотрудники будут запрещать видеосъемку и тем самым лишать водителя альтернативного источника доказательств».
При этом у инспекторов ДПС, согласно новому регламенту, остается право «использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан».
— Сотрудникам полиции даются широкие полномочия заменять понятых и свидетелей при административных процедурах видеосъемкой с помощью специальных технических средств или иных средств с функцией видеозаписи.
Эта формулировка обозначает, что если у сотрудника полиции не будет технического средства в виде видеорегистратора, нагрудной видеокамеры, то он при административных процедурах может воспользоваться личным телефоном.
А у личных средств нет функции защиты от стирания, и если эта запись по каким-то причинам удалится, то у гражданина не будет возможности доказать свою невиновность, — считает Дмитрий Клевцов.
«Эта формулировка обозначает, что если у сотрудника полиции не будет технического средства в виде видеорегистратора, нагрудной видеокамеры, то он при административных процедурах может воспользоваться личным телефоном. А у личных средств нет функции защиты от стирания», — считает Дмитрий Клевцов. Фото nashkamensk.ru
Попытки водителя снимать общение с сотрудником ДПС на камеру могут привести к печальным последствиям — инспектор может составить протокол за нарушение ст. 19.3 КоАп РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль».
— Мы проводили судебный мониторинг по практике применения этой статьи, я думал, что протоколы составлены на оппозиционеров, задержанных на митингах, но оказалось, что большинство нарушителей — водители.
Читаешь судебное решение: везде описывается, что водитель ехал, его остановил сотрудник ГИБДД. Он начал снимать на камеру, сотрудник ему запретил — и вот ст. 19.3. А эта мера предусматривает 15 суток.
Как правило, такое наказание не дается — 99 процентов таких статей заканчиваются штрафом в 500 рублей, — говорит Клевцов.
Все лучшее гостю: запись на память оставят только иностранцам
В новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Так, требование сохранять видеозаписи предусматривается, только если в административном правонарушении подозревается иностранный гражданин, с соответствующим «иммунитетом».
— То есть, по букве закона, в отношении граждан Российской Федерации нет требования осуществлять мероприятия по сохранности видеозаписи? — недоумевает Клевцов.
По словам представителя ФАР, нынешний регламент был хорош, в нем была прописана масса административных процедур, начиная с правил оформления ДТП, заканчивая несением службы. «Достаточно было того, что сотрудники ГИБДД его читали и знали, чтобы не нарушать права граждан». Более того, нормы регламента можно было бы распространить и на другие отделы МВД.
В соцсетях и YouTube сотни тысяч смешных и не очень роликов об общении автовладельцев с сотрудниками ДПС — это самый популярный контент, набирающий миллионы просмотров. Фото auto39.ru
— Мы на протяжении двух лет пишем письма в МВД с просьбой внести в регламент нормы по проведению гражданами фото- и видеосъемки в подразделениях полиции, куда обеспечен доступ граждан. Понятно, что в оружейной комнате снимать нельзя, но туда и доступа граждан нет, — говорит Дмитрий Клевцов.
Надо признать, что принятие нового регламента скажется не только на правах водителей, много потеряет и интернет. В соцсетях и YouTube сотни тысяч смешных и не очень роликов об общении автовладельцев с сотрудниками ДПС — это самый популярный контент, набирающий миллионы просмотров. Богатую коллекцию останется лишь с ностальгией пересматривать.
ОбществоВласть
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/76981-voditelyam-zapretyat-snimat-inspektorov-gibdd-na-kameru
Какие камеры ГИБДД фикисруют нарушения в темное время суток, а какие — нет
Участники автомобильных форумов часто поднимают вопрос о работе камер видеофиксации нарушений ПДД в темное время суток. Некоторые таксисты, круглосуточно разъезжающие по городу, уверяют, что с наступлением сумерек их либо отключают, либо они работают вхолостую. Другие их коллеги убеждены в обратном, поскольку не раз получали «письма счастья» за ночные нарушения. В этом вопросе разобрался портал «АвтоВзгляд».
Как известно, на наших шоссе, проспектах и улицах уже давно невозможно скрыться от радарных комплексов, замеряющих скорость автомобиля и фиксирующих нарушения ПДД. Куда ни глянь, всюду «Стрелки», «Кречеты», «Кордоны», «Крисы», «Арены» и прочие.
Нет от них спасу даже зимой, когда основное время суток на российских дорогах царит мрак. А все потому, что немало таких камер оснащены инфракрасным излучением для подсветки номеров машин в условиях недостаточной видимости и в темное время суток. При естественном дневном освещении ИК-прожектора закрываются специальным фильтром или автоматически отключаются прямо из центра управления.
В ночное время, если как следует присмотреться, такое излучение можно различить в виде слабого красного огонька. Хотя новейшие технологии уже позволяют создавать инфракрасные лучи на радарных камерах, которые недоступны для человеческого глаза.
Даже в темное время суток от «большого брата» скрыться почти невозможно. Хотя для водителей все-таки найдется есть парочка утешений. Дело в том, что ночью радарные комплексы функционируют с большой погрешностью, а во время осадков и вовсе могут работать вслепую из-за высокой чувствительности.
Неслучайно радарные камеры с ИК-излучением частенько устанавливаются на фонарных столбах в местах с максимально освещенными участками дороги. Ведь в протоколе о правонарушении обязательно должен быть в наличии не только отчетливый снимок регистрационного номера, но и хорошо различимое фото вашего авто с включенными фарами.
Принцип работы радарной камеры следующий: сперва проезжую часть прочесывает доплеровский сигнал, фиксирующий скорость на расстоянии до тысячи метров с максимальным радиусом покрытия в четыре полосы. Замерив скоростной режим, камера тут же фотографирует номера машины. Распознает их уже специальная программа, а остальное — дело техники.
Другой способ попытаться уйти от ответственности за дорожное прегрешение — прохватить в темноте под камерой без инфракрасной подсветки. В условиях недостаточной видимости такое «око» имеет шанс попросту не увидеть нарушителя.
Вероятно, именно этим можно объяснить наблюдения, что многим водителям реже приходят «письма счастья» за ночные правонарушения.
Как Денис Мантуров оценит проект Как Денис Мантуров оценит проект
Источник: https://www.avtovzglyad.ru/gai/pdd/2018-12-06-fiksirujut-li-kamery-gibdd-narushenija-v-temnoe-vremja-sutok/
Смотрите, какая тема — Могут ли сотрудники ГИБДД вести видеосъёмку на свою личную камеру?
Снимать инспекторов ДПС на дороге водителям можно – это мы выяснили в одной из прошлых статей.
Но вот что касается видеосъёмки самим сотрудником ГИБДД, для многих автолюбителей вопрос остаётся открытым. Но и здесь нет никакой путаницы и недоработок в законодательстве.
Последнее в 2020 году чётко регулирует, можно ли полицейскому снимать водителя, в том числе его личные данные, а также выкладывать видео в интернет.
Можно ли инспектору снимать водителя?
Да, можно. На сегодняшний день нет ни одного нормативно-правового акта, который бы запрещал вести видеосъёмку сотрудником процедуры привлечения водителя к ответственности. Впрочем, это относится не только к этой административной процедуре:
- сотрудник ГИБДД может снимать водителя на камеру при выявлении нарушения и опросе последнего,
- также можно вести процесс съёмки и уже при вынесении постановления (назначении штрафа), равно как и после этого,
- ДПС может записывать на видео и в любое другое рабочее и нерабочее время.
Обратите внимание, что видеосъёмка сотрудником полиции по сути своей не является автоматической фиксацией нарушений ПДД. Отсюда следует, что ваше нарушение не могут просто снять на камеру и прислать вам штраф – вы должны быть остановлены инспектором, допрошены. В частности, в отличие от автофиксации, должен быть установлен, кто был за рулём в момент нарушения.
Могут ли ДПС снимать на личный телефон?
Да, могут. В том числе:
- съёмка разрешена как на отдельную видеокамеру сотрудника ГИБДД,
- так и на камеру телефона.
Опять же, «пруфы» здесь довольно простые – в 2020 году нет нормативно-правового акта, который бы запрещал это делать.
Но постойте! Ведь видеосъёмка как сам процесс и представление записи в качестве доказательств начальнику ГИБДД или в суде – это разные процедуры, и законом они должны регулироваться по-разному. Всё так и есть.
Является ли доказательством запись на личную камеру?
И снова да. В данном случае официальным источником такого разрешения является Административный кодекс. И ответ на данный вопрос нам даёт статья 26.2 КоАП:
- доказательствами являются любые данные (часть 1 статьи),
- единственный случай, когда такие доказательства не могут быть приняты к рассмотрению – если они получены незаконным образом (часть 3); но видеозапись ДПС получена законно, так как ничего не запрещает ему снимать вас,
- ещё одно условие – видео должно быть приобщено к делу соответствующей записью в протоколе (часть 2).
Впрочем, и здесь есть споры между водителями и даже судами. В судебной практике 2020 года судьи практически всегда принимают фото и видео, полученные с личных телефонов ДПС, как доказательства.
Однако, никто не проверяет, не искажены ли дата и время на записи, не отредактировано ли видео.
И это может иметь значение, если именно мельчайшие детали в объектах записи играют главную роль (например, пристёгнут ли был водитель ремнём безопасности в тонированной машине).
А что запрещено?
Очень часто можно услышать от водителей фразу: «Я не даю согласия на видеосъёмку меня». Как мы узнали, это незаконное требование автолюбителя в общих ситуациях. Но оно может быть вполне законным в нижеследующих случаях.
- Запрещено снимать частную жизнь граждан. Но многие водители могут возразить, что якобы оперслужбам всё же можно для служебных целей. Но нет – частную жизнь можно снимать только в том случае, если видеосъёмка проводится в рамках оперативно-розыскной деятельности, а простая остановка и выявление нарушения таковой не являются. Однако, ПДД говорят нам о том, что участие в дорожном движении – это общественные отношения, даже если вы находитесь внутри автомобиля, вы участвуете в общественной деятельности, потому ни о какой частной жизни не может идти речи.
- А вот обнародовать в сети видео, где основным объектом съёмки является водитель, инспектору запрещено – нельзя выкладывать его в Youtube, социальных сетях и так далее. Точнее, можно, но только с согласия автолюбителя как главного объекта съёмки.
Следить за изменениями этой статьи
Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/mogut-li-sotrudniki-gibdd-vesti-videosyomku-na-svoyu-lichnuyu-kameru
Можно ли снимать на камеру сотрудника ГИБДД ?
Видеофиксация момента общения с сотрудниками ГИБДД, для многих водителей стала обычной процедурой. Ведь в случае нарушения закона сотрудником, видеозапись станет единственным и неоспоримым доказательством.
И все бы хорошо, но в августе 2017 года, вышел Приказ №664 и пересмотренный Административный регламент, на фоне которых, ясности в вопросе — «Можно ли снимать инспектора ГИБДД на видео?», существенно поубавилось.Поэтому, в этой статье попробуем разобраться в данном вопросе, и разберемся в тонкостях законодательной базы связанной с ним.
И так, Административный регламент в 2017 году претерпел кардинальные изменения, а вопросы видеосъемки в нем прописали таким образом, что стало понятно лишь одно, препятствовать видеосъемке водителя инспектором ГИБДД запрещено! Что же касается аналогичного процесса, но со стороны водителя, то формулировка стала крайне размытой и совершенно непонятной, а данная норма перенесена в новый пункт. На этом фоне, даже появились слухи о том, что снимать на видео инспекторов ДПС запретили. Однако это не так, для этого достаточно взглянуть на таблицу ниже и вдуматься в изменения прописанные в новом регламенте.
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись. | 147. В установленных Кодексом случаях для фиксации совершения процессуальных действий может применяться видеозапись. |
По сути изменения коснулись только видеосъемки проводимой самими сотрудниками ГИБДД, и если раньше водителю запрещалось препятствовать видеосъемке, то сейчас речь только о съёмке административных процедур самими сотрудниками (таких как досмотр автомобиля, освидетельствование на состояние опьянения и другие).
Что же касается водителей, то в вопросе видеофиксации сотрудников ДПС, необходимо руководствоваться другими нормативно-правовыми актами. Таких документов два!
Первый — Федеральный закон «О полиции», которым предусмотрена открытость деятельности полиции при осуществлении правозащитных функций:
Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Фактически, принцип открытости, дает полное право снимать сотрудника ГИБДД на видео, поэтому все действия инспектора, когда тот остановил Вас, составляет в отношении Вас протокол или выписывает постановление, можно.
Второй документ, которым можно руководствоваться снимая на камеру действия сотрудника ДПС, ФЗ «Об информации», в частности статья третья, которая также предусматривает открытость деятельности госорганов:
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
….
Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
Оба рассмотренных закона, в данном случае, являются федеральными, т.е. их авторитет и значимость выше остальных правовых актов, и тот же Приказ №664 имеет гораздо более низкий приоритет, даже если бы там был прописан прямой запрет снимать на камеру сотрудника ГИБДД.
Подводя итог, можно сказать следующее, снимать на видео инспектора ГИБДД в 2018 году можно!
Источник: https://UniverseofCars.ru/mozhno-li-snimat-na-kameru-sotrudnika-gibdd/
Что ждёт автомобилистов в 2020-м: техосмотр вернётся, а нарушителей накажут дорогим ОСАГО
Грубые нарушения повлияют на цену ОСАГО
Роман Данилкин
С января 2020 года увеличивается утилизационный сбор и поменяются правила регистрации, с июня вернётся жёсткий техосмотр, а в октябре изменятся правила сдачи экзамена на права. Мы собрали для вас дайджест наиболее значимых изменений 2020 года.
Регистрировать машину можно у дилера
С января 2020 года вступил в силу новый закон «О государственной регистрации транспортных средств…» — тот самый, что был отложен в августе. Наиболее революционное изменение: возможность ставить машину на учёт прямо у дилера, если он получил нужную аккредитацию.
Печатать регзнак можно в коммерческой фирме (например, у того же дилера) или по старинке в МРЭО ГИБДД.
Буквенно-цифровую комбинацию по-прежнему присваивает ГИБДД либо случайным образом, либо строго по порядку — это, по замыслу, исключит продажу красивых номеров, которую легализуют через аукционы.
ГИБДД постепенно отстраняют от выдачи госномеров
Евгений Емельдинов
При смене собственника код региона на госномере теперь должен совпадать с местом прописки владельца.
В интернете гуляла страшилка, будто новый закон отменяет десятидневный срок на регистрацию машины, в течение которого можно было ездить без госномера. Так ли это?
- — Нет, на самом деле ничего не меняется: при смене собственника или при покупке нового автомобиля по-прежнему даётся десять дней на его регистрацию, что чётко прописано в пункте 3 статьи 8 нового закона, — поясняет автоэксперт Юрий Панченко.
- Попутно появилась процедура восстановления VIN автомобиля, если он был повреждён в ДТП или стал нечитаем от старости: в этом случае на автомобиль будет наноситься дополнительная (полицейская) маркировка.
- Кроме того, регистрация автомобилей на детей больше не спасёт от административных штрафов.
- Парковку во дворах ограничили, но ничего не изменится
С января 2020 года вступил в силу приказ № 199 Министерства транспорта, который многие интерпретировали как запрет коммерческим автомобилям парковаться на ночь во дворах многоквартирных домов: это касается грузовиков, маршруток, такси и даже каршеринговых машин. На деле же СМИ просто неправильно поняли этот приказ.
— Он посвящён исключительно вопросам создания парковок для коммерческого транспорта: один из пунктов запрещает разбивать их внутри дворов, что вполне логично, — поясняет Юрий Панченко.
— Но как такового запрета стоять во дворе для водителей коммерческого транспорта он не вводит.
Подобный запрет был и раньше в ПДД для машин полной массой более 3,5 тонны, но для лёгких грузовиков вроде «Газели» ничего не меняется.
Полноценный техосмотр вернётся летом
Вопрос буксовал весь прошлый год, но с 6 июня 2020 года начнёт действовать новая процедура техосмотра, а с 26 июля появится крупный штраф за езду без оного.
Техосмотр будут фотографировать: от тотальной видеосъемки отказались
Артем Краснов
Процесс техосмотра будет фиксироваться фотосъемкой, за липовый техосмотр вводят драконовские штрафы как для автомобилистов, так и для сотрудников пунктов ТО. За незаконную аккредитацию пунктов ТО махинаторам грозит наказание вплоть до уголовного.
За езду без техосмотра вводится штраф 2000 рублей, но главное — выявлять нарушения могут камеры фотовидеофиксации каждые сутки. То есть месяц езды без техосмотра под камерами потянет на 60 тысяч рублей.
Машины снова подорожают
Они дорожают каждый январь, но главным поводом в этом году стал существенный рост утилизационного сбора. Так, для наиболее популярных машин с двигателями объемом 1–2 литра сбор растёт на 112,4%, то есть с 84 тысяч рублей до 177 тысяч рублей. Эту сумму платит импортёр при ввозе машины или местный производитель перед вводом её в эксплуатацию.
Формально рост утильсбора не должен сказываться на стоимости машин напрямую, например, для импортируемых машин ещё в сентябре 2019 года снижены ввозные пошлины (требование ВТО), но, по нашим оценкам, сбор растёт сильнее, чем были снижены пошлины.
К тому же в декабре правительство приняло спорное решение компенсировать утильсбор не в полной мере, а с учётом степени «российскости» производителя: чем выше степень локализации производства, тем больше субсидии. Новые правила начинают действовать в 2020 году, поэтому ряд производителей может поднять цены, компенсируя то, что недополучили от государства.
Нарушителей «наградят» дорогим ОСАГО
Весь прошлый год шли дискуссии о реформе ОСАГО, и хотя окончательное решение депутаты не приняли, её формат определился. Законотворцы отказались от радикальных идей вроде увеличения лимита выплат по здоровью до 2 миллионов рублей и максимальной стоимости полиса на 30%.
Главное изменение — повышающий коэффициент для грубых нарушителей ПДД. Те, кто регулярно ездит на красный, серьёзно превышает скорость, ездит пьяным или обгоняет через сплошную, заплатят за страховку дороже. Насколько? Детали пока согласуются.
Камеры видеофиксации будут выявлять машины без ОСАГО
Артем Краснов
Кроме того, с 2020 года штрафовать за отсутствие ОСАГО будут камеры фотовидеофиксации. В тестовом режиме система работает в Москве с августа 2019 года, а в первом квартале начнёт присылать реальные постановления. Если затея окажется удачной, её распространят на всю Россию.
Скандальный тест на алкоголизм — с июля
Новые правила получения водительской медсправки должны были вступить в силу ещё в ноябре, но после громкого скандала сроки перенесли на июль 2020 года. Президент России назвал новые правила чушью.
Главная проблема: введение поголовного теста на алкоголизм и следы наркотиков, что грозит не только «ложными срабатываниями», но и подорожанием водительского медосмотра до 7–8 тысяч рублей.
Этикетки расскажут о расходе топлива
В конце марта вступает в силу новый ГОСТ Р 58554–2019, который добавляет к сопроводительным документам на автомобиль ещё один, отражающий его энергоэффективность. Ещё интереснее, что дубликат этого документа в виде этикетки будет клеиться на новые машины: подобное требование действует сейчас для бытовой техники.
Эскиз этикетки из ГОСТа: в реальности она будет цветной
ГОСТ
На стикере будет отражён уровень энергоэффективности, который для бензиновых и дизельных машин зависит от выбросов в атмосферу углекислого газа. Класс будет отражён литерой от А до G, а машины с нулевыми выбросами СО2 (например, электромобили) пометят литерой А++. Также на этикетку нанесут расход топлива в л/100 км. В Европе подобные требования действуют с 2010 года.
Экзамен на права станет более «жизненным»
С начала 2020 года начинается реформа водительского экзамена: уже с января учебную езду разрешат по загородным трассам с лимитом скорости более 60 км/час. Попутно лишённикам не вернут права после окончания срока наказания, если у них есть задолженности по штрафам.
Больше изменений ждёт курсантов осенью: с октября вводится единый практический экзамен, который совмещает нынешние этапы «автодром» и «город» и длится полчаса.
Стандартные элементы вроде «горки» и «дворика» инспектор сможет проверять как на автодроме, так и на тихой улице, после чего даст разрешение выезжать в город.
Сложнее будет пересдавать экзамен: для теории отводится окно в 7–30 дней, для вождения — 7–60 дней, а если кандидат засыпался трижды, срок увеличится до 30–90 дней.
- Импорт праворульных машин усложнят
- С июля 2020 года заработает новая редакция Технического регламента таможенного союза: ввозить в страну праворульные грузовики запретят, а для легковушек потребуется специальный сертификат, который выдают специальные сертифицированные лаборатории: процедура отчасти напоминает постановку на учёт автомобилей с ГБО.
- Будет много споров про скоростные лимиты
В России продолжается дискуссия об отмене нештрафуемых 20 км/час, к которой добавилось ещё два вопроса: глава ГИБДД Михаил Черников анонсировал планы увеличить скоростной лимит на автомагистралях до 130 км/час (сейчас 110 км/час), а в городе, наоборот, снизить до 50 км/час (сейчас 60 км/час). Конкретных решений не принято, но «скоростной вопрос» остаётся в повестке.
Нештрафуемый лимит 20 км/час могут снизить вдвое
Дарья Селенская
Кроме того, в следующем году могут исчезнуть камеры, которые фиксируют скорость автомобиля на протяжённом участке: с осени депутаты обсуждают законопроект, который отменяет штрафы за среднюю скорость. Автоюрист Лев Воропаев рассказал нам, что судебная практика по таким делам начала меняться уже сейчас.
— В ПДД и КоАП нет понятия средней скорости, поэтому фиксация нарушений таким способом приводит к неопределённости: невозможно установить ни точное время нарушения, ни точное место, ни точную скорость.
И, как это часто бывает, накануне изменения законодательства суды начали менять свои подходы. Особенно интересно недавнее решение Верховного суда РФ (36-АД19–3 от 7.10.
2019), которое суды остальных инстанций обязаны учитывать.
Источник: https://63.ru/text/auto/66426439/