ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе, вина водителя многократно усугубляется.
Если некоторые водители не проявили должного рвения при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП с наездом на идущего по зебре пешехода, настоятельно рекомендуем заполнить пробелы в знаниях.
Надеемся, что после прочтения этой статьи каждый водитель станет внимательнее на дорогах, включая зоны пешеходных переходов.
Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе
Согласно ПДД, пешеходный переход — это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе — дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина.
Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель ТС (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса).
Законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости от степени тяжести ущерба, нанесённого пешеходу:
- гражданская;
- административная;
- уголовная.
Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут существенно различаться, рассмотрим подробнее, что грозит водителю, который совершил наезд на человека на пешеходном переходе.
Этот вид ответственности возникает вследствие нанесения вреда пострадавшему источником повышенной опасности, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса (ГК РФ),:
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Важно: если водитель не является виновником ДТП, он всё равно обязан возместить пострадавшему нанесённый ущерб. При этом наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2020 году, согласно положениям ст. 1083 ГК РФ, может быть отменено либо уменьшен размер возмещения:
Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.
Административная ответственность
Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:
- лёгкий — штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
- средней тяжести — штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.
Лёгкий вред здоровью соответствует кратковременному (до 21 дня) его ухудшению, вред средней тяжести — при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.
Уголовная ответственность
Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного вреда здоровью пострадавшему, вплоть до летального исхода. Меры наказания установлены ст. 264 Уголовного кодекса (УК РФ).
УК РФ разделяет ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего водителем, находившемся в момент аварии в трезвом виде и в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, учитывается, оставлял ли виновный водитель место совершения ДТП или нет:
- если виновный водитель был трезв и не оставлял место происшествия, применяется одна из следующих мер (ч. 1 ст. 264):
- ограничение свободы до 3 лет;
- принудительные работы до 2 лет;
- арест до 6 мес;
- лишение свободы до 2 лет;
- если нарушитель ПДД в момент наезда на пешехода был пьян или оставил место ДТП, применяется (ч. 2 ст. 264):
- принудительные работы до 5 лет;
- лишение свободы от 3 до 7 лет.
Максимальную ответственность УК РФ предусматривает за нарушение ПДД, повлёкшее смерть потерпевшего.
Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.
Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом
…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Пьяный виновник ДТП либо оставивший место его совершения, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ
…наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ответственность ещё более ужесточается, если в результате аварии погибают два человека и более. Максимальное наказание для трезвого водителя, не убежавшего с места совершения ДТП (ч. 5 ст.
264) — лишение свободы до 7 лет, для пьяного или покинувшего место аварии — от 8 до 15 лет.
Стоит отметить, что под состоянием опьянения понимается наличие в организме не только этилового спирта в определённой концентрации, но и наркотических, психотропных или психоактивных веществ.
Дтп по вине пешеходов
ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь, компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.
Что делать, если сбил человека
Порядок действий водителя при наезде на пешехода следующий:
- остановить машину и включить «аварийку»;
- обезопасить пострадавшего, огородить его от других ТС;
- поставить знак аварийной остановки;
- вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД;
- выключить запись видеорегистратора (при его наличии), чтобы сохранилась запись момента аварии;
- оказать первую помощь потерпевшему (если такими навыками водитель не обладает, то лучше дождаться приезда медиков, чтобы не причинить ещё больший вред);
- дождаться приезда указанных служб и присутствовать при оформлении протокола ДТП.
Наезд на пешехода задним ходом
При наезде на человека на переходе задним ходом виновным однозначно становится водитель, так как, согласно п. 8.12 ПДД:
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.
В соответствии с п. 8.11 ПДД:
Разворот запрещается на пешеходных переходах…
Поэтому когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, в зависимости от тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской, административной либо уголовной ответственности..
Причины и статистика аварий с пешеходами
Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:
- превышение скорости;
- нарушение ПДД;
- плохая видимость на нерегулируемом переходе;
- отсутствие навыков вождения;
- внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
- сильное утомление, неадекватная реакция на ситуацию на дороге;
- неисправность ТС;
- сложные дорожные условия, например, гололёд.
Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:
- несоблюдением ПДД;
- алкогольным или наркотическим опьянением;
- резким ухудшением самочувствия.
Фактор случайности присутствует в случае виновности как водителя, так и пешехода. Но по статистике доля таких ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.
Приведём статистику ДТП на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД):
- количество ДТП — 19591, из них:
- по вине водителей — 16871;
- по вине пешеходов — 1733;
- число погибших — 1076 человек;
- число раненых — 19569 человек.
Для сравнения те же показатели за 2016 год:
- количество ДТП — 18498, из них:
- по вине водителей — 15573;
- по вине пеших людей — 1639;
- погибшие — 1024 человек;
- раненые — 18498.
Тенденция неутешительная количество ДТП на пешеходных переходах демонстрирует рост. Соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне: примерно 10 к 1.
ДТП на переходах с участием граждан, передвигающихся пешком, происходят ежедневно в разных регионах страны. Судебная практика по таким делам весьма разнообразна, для иллюстрации рассмотрим два наглядных и часто встречающихся примера.
Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле по улице, не заметил человека на нерегулируемом неосвещённом пешеходном переходе, но успел затормозить в самый последний момент. Пострадавший упал и получил ушиб руки.
Были вызваны сотрудники ГИБДД и неотложка. На судебном заседании гр. Иванову была вменена, согласно ст. 12.
24 КоАП, мера наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и присуждена выплата компенсации пострадавшему пешеходу в размере 2 000 рублей.
Гр. Петров, будучи пьяным за рулем своего автомобиля, проехал на красный свет и сбил гр. Сидорова на пешеходном переходе. Свидетели происшествия вызвали скорую и сотрудников ГИБДД. Пострадавший гр. Сидоров скончался по пути в больницу. После рассмотрения всех обстоятельств ДТП суд приговорил гр. Петрова согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы.
Источник: https://AvtoPravil.net/naezd-na-peshehodnom-perehode.html
Если сбил пешехода по его вине: последствия
В крупных городах аварии с участием пешеходов происходят каждый день.
На самом деле, сбить человека очень просто, особенно в тех случаях, когда пешеход сам намеренно перебегает дорогу в неположенном месте.
В большинстве случаев люди считают, что они поступают правильно: ведь по ПДД у них есть приоритетное право на дороге, а переход в неположенном месте – реальный способ сэкономить свое время.
Однако не все такие опрометчивые решения заканчиваются благополучно. Иногда водитель просто не успевает затормозить, и человек оказывается под колесами. Многие ошибочно считают, что в ДТП с участием пешеходов автомобилист всегда остается виновником аварии. Так ли это на самом деле?
Что лучше не делать после ДТП с пешеходом
Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:
- Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
- Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
- Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.
По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.
Пешеход виновен в ДТП: последствия
К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае.
Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения.
К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.
Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.
За причинение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести, виновник должен выплатить штраф в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
- За причинение тяжкого вреда здоровью виновник может понести уголовное наказание и лишение свободы на срок до 2 лет.
- Если в результате столкновения пострадавший умер, виновное лицо привлекается к ответственности в рамках уголовного законодательства, а также лишается свободы на срок до 4 лет.
- Если в результате дорожно-транспортного происшествия умерло 2 пострадавших, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности и лишается свободы на срок до 7 лет.
Даже если пешеход переходил в неположенном месте и ДТП произошло по его вине, Всю вину часто пытаются переложить на автовладельца. Ему вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД (не выбрал скорость, позволяющую избежать столкновение), пункта 8.1 ПДД (водитель мог бы избежать столкновения, если бы ехал прямо), пункта 1.
5 ПДД (автомобилист создал опасность для движения). Для того, чтобы избежать вменения данных пунктов, необходимо позаботиться о показаниях свидетелей, видеозаписях с наружных камер или видеорегистратора. Также рекомендуется заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы.
Она поможет доказать вину пешехода в нарушении ПДД.
Как виновность пешехода закреплена в законодательстве
Помимо того, что пешеход, по своей собственной неосторожности, может погибнуть под колесами транспортного средства, он также может быть привлечен к материальной ответственности. Однако на практике привлечение к финансовому наказанию встречается достаточно редко из-за сложности его реализации на практике.
В соответствии с требованиями российского законодательства, обязанность по возмещению причиненного ущерба пострадавшему возложена на виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, если столкновение произошло по умыслу пешехода, то компенсировать причиненные повреждения должен именно он.
В случае с пешеходами данный вид ответственности закреплен в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного законодательного акта, обязанность по возмещению причиненного вреда возлагается на виновного в аварии, вне зависимости от того, кто это.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии с определением данного суда, вынесенном в 2012 году, пешеходы, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, не могут быть освобождены от ответственности за причиненный пострадавшему материальный ущерб.
Соответственно, можно сделать вывод, что в ДТП, произошедших по вине пешехода, действует обоюдная ответственности:
- Водитель транспортного средства должен возместить вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в результате столкновения пешехода.
- Пешеход должен компенсировать материальный ущерб, который был причинен водителю транспортного средства в результате ДТП.
Порядок действий водителя в случае ДТП по вине пешехода
Результат определения виновного в ДТП лица во многом зависит от действий участников аварии. Так как автомобилист управлял источником повышенной опасности, именно ему необходимо доказывать свою невиновность и следить за соблюдением порядка действий после ДТП.
Действия водителя до приезда ГИБДД
Прежде всего стоит запомнить, что даже если пешеход, которого сбил автомобиль, уверяет автомобилиста в том, что с ним все нормально, и он не нуждается в помощи, лучше настаивать на своем и вызвать на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД.
В этом случае водителю транспортного средства не избежать ответственности, так как именно он будет считаться виновником ДТП. Кроме того, судом будет учитываться и отягчающее обстоятельство аварии – виновное лицо скрылось с места ДТП, что влечет за собой лишение водительских прав.
Чтобы избежать таких неприятных последствий, если пешеход настаивает на том, чтобы не вызывать ГИБДД (незначительные повреждения, а ждать приезда сотрудников дорожной инспекции нет времени), автомобилист должен взять расписку, в которой пострадавший пишет, что у него нет никаких претензий. Данный документ выступает в качестве соглашения об обоюдном примирении сторон.
Однако стоит помнить о том, что в суде такая расписка не будет иметь никакой юридической силы. Поэтому лучше всего сразу же вызвать на место аварии сотрудников дорожной инспекции, чтобы зафиксировать факт ДТП с участием пешехода.
До приезда на место ДТП сотрудников ГИБДД, водитель должен переписать данные очевидцев произошедшего. Помимо ФИО и контактных данных, желательно взять их письменные доказательства, подтвержденные личной подписью. В дальнейшем эти документы могут быть приобщены к материалам дела и использованы в качестве доказательства невиновности автолюбителя в суде.
В случае если есть следы торможения, знак аварийной остановки необходимо установить именно в начале тормозного пути.
Это позволит сотрудникам дорожной инспекции определить расстояние, с которой водитель начал останавливать авто. Данный факт является свидетельством того, что автомобилист пытался предотвратить столкновение.
Кроме того, по этим данным эксперт может рассчитать скорость, с которое двигалось транспортное средство.
Чтобы у специалистов была возможность провести автотехническую экспертизу, нельзя трогать осколки стекла, пластика и прочие части автомобиля.
До приезда на место ДТП по вине пешехода сотрудников ГИБДД, водитель должен зафиксировать положение транспортного средства и пострадавшего относительно крупных стационарных объектов.
Действия после приезда ГИБДД
По приезду на место ДТП сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенный порядок действий.
- Во время составления протокола об аварии, водитель должен постоянно находиться рядом с сотрудниками ГИБДД, следить за фиксируемыми ими цифрами, сведениями, заносимыми в протокол об аварии. Стоит помнить о том, что схема и протокол должны быть подписаны автомобилистом только после полного изучения этих документов. Водитель имеет право вносить свои изменения в протокол, если, на его взгляд в документе имеются какие-либо неточности. Лучше всего привлечь адвоката еще на стадии составления протокола, чтобы он смог проверить правильность отраженной в документе информации.
Ни в коем случае нельзя грубить и пререкаться с сотрудниками полиции. Лучше всего разговаривать с ними адекватно и сдержанно. В случае если водитель по каким-либо причинам не согласен со сведениями, указанными в протоколе, он имеет право обжаловать полученный документ в течение 10 дней, подкрепив свою точку зрения доказательствами (записи с камер, показания свидетелей).
- На схеме ДТП обязательно должны быть зафиксированы те условия и препятствия, которые могли стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы доказать свою невиновность в ходе судебного разбирательства, автовладельцу необходимо добиться максимальной детализации обстоятельств аварии. В судебной практике есть много случаев, когда пешеходы умышленно создавали аварийные ситуации и подговаривали свидетелей, чтобы получить с водителя денежную компенсацию.
- Заключительный этап – получение записей с видеорегистраторов свидетелей произошедшего, камер наблюдения. Однако здесь стоит поторопиться – записи с камер видеонаблюдения хранятся всего 3 дня, так что, если водитель не успеет получить их в течение этого срока, он лишиться доказательства своей невиновности.
К сожалению, ситуации, когда водителя авто необоснованно обвиняют в ДТП встречаются достаточно часто. Поэтому стоит заранее подготовиться и узнать, как правильно действовать, чтобы в дальнейшем была возможность доказать свою невиновность в суде.
Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/sbil-peshexoda-po-ego-vine-posledstviya/
Дтп по вине пешехода: ответственность водителя и пешехода
Ответственность за ДТП по вине пешехода наступает по правилам ГК РФ, а возмещение ущерба может происходить не только по иску пострадавшего водителя, но и страховой компании.
Процедура привлечения пешеходов к ответственности существенно осложняется отсутствием у них полиса ОСАГО, а при рассмотрении дела суду предстоит устанавливать степень вины обеих сторон.
В этом материале рассмотрим основания для возмещения ущерба при ДТП по вине пешехода и порядок взыскания.
Условия разграничения ответственности
Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.
При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:
- вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке – возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
- если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны – одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
- при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред.
Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ – соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.
Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО.
Для автовладельцев этот вопрос решается просто – компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии.
Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.
Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:
- надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом – вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
- обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
- получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ – этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
- оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
- оформление искового заявления в суд;
- получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.
Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.
Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.
Порядок привлечения к ответственности
- убедиться в отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в больницу;
- зафиксировать место положения автомобилей, а также иные доказательства (например, сделать фото- или видеосъемку);
- вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола о нарушении ПДД, а также для составления акта о повреждениях машины;
- обратиться к независимому эксперту для оценки имущественного вреда;
- пройти медосвидетельствование для оценки вреда здоровью.
Если в результате ДТП, по вине пешехода, наступил тяжкий вред здоровью или летальный исход, существует вероятность привлечения к уголовной ответственности. Однако для этого в действиях виновника аварии должна подтверждаться одна из форм умысла. В иных случаях наказание последует только в виде штрафа по КоАП РФ, а также в рамках гражданского дела.
Если сотрудником ГИБДД будет установлена вина не только пешехода, но и водителя, составляет два административных протокола. В этом случае, компенсация пострадавшему пешеходу будет выплачена по программе ОСАГО. Для взыскания компенсации в пользу водителя потребуется подать иск в суд.
Для обращения в суд потребуются следующий комплект документов:
- исковое заявление, подписанное лично автовладельцем или его представителем по нотариальной доверенности;
- копия правоустанавливающих документов на автомашину – свидетельство о регистрации ТС, ПТС;
- полис ОСАГО и/или КАСКО;
- материалы административного производства, подтверждающие вину пешехода в ДТП;
- акт независимой экспертизы, подтверждающий размер имущественного ущерба;
- акт медосвидетельствования, подтверждающий тяжесть телесных повреждений;
- платежные документы, подтверждающие частичную выплату по страховке;
- платежный документ, подтверждающий перечисление госпошлины.
Существует возможность взыскать ущерб с пешехода, даже если он не привлекался к административной ответственности. Например, КоАП РФ позволяет избежать наказания, если правонарушение будет признано несущественным или малозначительным. В этом случае сам факт вынесения административного постановления будет являться доказательством вины пешехода.
Судебный процесс
Основанием для возбуждения гражданского дела является исковое заявление. В его содержании нужно указать не только сведения о каждом участнике дела, но и следующие данные:
- все обстоятельства ДТП, подтвержденные процессуальными документами (схемами, актами, протоколами и т.д.);
- перечень имущественных и телесных повреждений, наступивших после ДТП;
- обоснование размера морального вреда, а также расчета имущественного ущерба;
- обстоятельства, подтверждающие вину пешехода в нарушении ПДД.
Если от пешехода поступило встречное исковое заявление о компенсации вреда от ДТП, оно будет рассматриваться в рамках единого процесса.
При рассмотрении дела суду предстоит оценить следующие факты и обстоятельства:
- отсутствие или наличие вины в ДТП пешехода и/или автовладельца;
- характер и степень вины;
- наличие дополнительных обстоятельств, повлекших аварию или повлиявших на размер ущерба;
- характер повреждений автомашины, физического и морального вреда;
- обоснованность расчета ущерба и компенсации морального вреда.
Для оценки имущественного ущерба проводится независимая экспертиза. О ее проведении должен уведомляться виновник ДТП.
При проведении экспертных действий фиксируется все повреждения автомашины и иного имущества, непосредственно связанные с ДТП. Для расчета суммы ущерба принимаются во внимание рыночные цены.
Также можно взыскать утрату товарной стоимости автотранспорта, поскольку страховые компании практически всегда отказывают о выплатах по этому основанию.
Если суд установит вину водителя и пешехода, удовлетворение исковых заявлений может происходить по следующим вариантам:
- суд может признать вину обоих участников аварии в равных размерах – в этом случае будет происходить удовлетворение обоих исков с пропорциональным взаимозачетом требований;
- суд может признать, что даже виновные действия пешехода и нарушение ПДД не явились причиной столкновения (например, если пешеход нарушил правила перехода велосипедной дорожки, однако попал под выехавший автомобиль);
- на пропорциональное определение вины может повлиять наличие дополнительных объективных факторов – например, если водителю пришлось внезапно изменить траекторию движения, чтобы избежать наезда на случайно возникшее препятствие на дороге.
Компенсация морального вреда будет взыскана, если истец подтвердит психические и нравственные страдания, наступившие не только во время ДТП, но и в качестве последствий аварии.
Например, в состав таких страданий включаются переживания в момент столкновения и стрессовой ситуации, страдания от болевых ощущений и т.д. Оценка морального вреда носит индивидуальный характер, а расчет суммы компенсации определит суд с учетом всех обстоятельств дела.
Если истцом выступает страховая компания, компенсация морального вреда не взыскивается.
Судебный акт о взыскании с пешехода компенсации имущественного, физического и морального вреда может быть исполнен добровольно или принудительно. Если гражданин отказывается выплатить присужденную сумму, документы нужно направить в службу ФССП. Страховая компания имеет право получить с пешехода только компенсацию, фактически выплаченную по страховому полису ОСАГО или КАСКО.
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/dtp-po-vine-peshexoda
Дтп с пешеходом со смертельным исходом — в 2020 году, по вине пешехода, судебная практика
При попадании в аварию с пешеходом не каждый способен трезво мыслить, особенно в том случае, когда ДТП заканчивается смертью человека. Поэтому стоит изучить порядок действий в такой ситуации, чтобы не навредить себе и не получить максимальное наказание.
ДТП с пешеходом со смертельным исходом
На дорогах городов часто случаются ДТП с участием пешехода. Виновниками таких аварий могут быть как сами водители, так и пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте.
В независимости от того, кто стал виновником происшествия, владельцу транспортного средства и пешеходу нужно знать, как себя повести, тем более, если ДТП закончилось гибелью человека.
Действия водителя в данном случае
Опирайтесь на такие правила:
- оставьте автомобиль на том же месте, не отгоняйте его ни под каким предлогом. В случаях, когда машина убирается с проезжей части для того, чтобы не создавать препятствий движению другого транспорта, водителя ожидает ответственность за нарушение ПДД (п. 2.5) в виде лишения удостоверения на 1,5 – 2 года;
- затем осмотрите пострадавших и оцените их состояние. Если человек жив, срочно вызывайте скорую, и (по возможности) начинайте оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- вызовите милицию. На место происшествия с гибелью человека выедет ГИБДД и следственная группа;
- ищите свидетелей происшествия. ДТП со смертельным исходом будет рассматриваться в соответствии с Уголовным кодексом, а показания очевидцев станут весомым аргументом при определении невиновности;
Обязательно запишите данные лиц, по которым их можно будет отыскать и вызвать в суд в качестве свидетелей.
- до того, как приедут представители ГИБДД, можно осмотреть дорогу. Аварийные знаки выставляются в том месте, где начинается след торможения. Это позволит экспертам правильно определить скорость, с которой двигалось транспортное средство;
- при наличии осколков стекол или других деталей авто следует зафиксировать их месторасположение. Такие элементы помогут экспертам в определении места, где произошло столкновение машины и пешехода. Стоит обратить внимание на дорожные знаки, уклон и наличие выбоин на дорогах;
- все элементы, которые связаны с ДТП, стоит снять на фотоаппарат;
- когда уполномоченные органы будут составлять документацию, проверьте, правильно ли отражены все обстоятельства и безошибочны ли показатели замеров. Ничего не подписывайте, пока не убедитесь в достоверности указанной информации. Допускается выражать несогласие с отдельными прописанными пунктами – оно будет вноситься в виде замечания;
Если чего-то не указать, позднее трудно будет отстоять свою правоту.
- желательно вызвать на место аварии своего адвоката, который будет участвовать при осмотре транспортного средства. Если у вас нет автоюриста, срочно обзванивайте своих родственников, чтобы они его нашли.
Помните одну важную деталь – не давайте никаких показаний, пока не приедет адвокат! Ведь каждое неосторожно сказанное слово может впоследствии обернуться тюремным заключением на максимально возможные сроки.
Ни в коем случае не скрывайтесь с места аварии. Такой поступок будет считаться отягчающим обстоятельством при вынесении судебного решения.
Наказание за ДТП при наезде на пешехода
Во всех случаях, в независимости от того, кто является виновником аварии, водителя транспорта ожидает ответственность.
После подготовки документации, представители уполномоченного органа передают ее в органы дознания ГИБДД. Именно такая структура и определит, должно возбуждаться уголовное дело или нет (ст. 109 Уголовного кодекса). Решение принимается следователем в течение 10 дней.
На этом этапе обращают внимание, что стало причиной аварии:
- плохая погода;
- отсутствие дорожной разметки и знаков;
- неисправный автомобиль и т. д.
Если виноват водитель
Часто автовладельцы сбивают пешеходов при нарушении таких правил дорожного движения:
- Совершается наезд на пешеходных переходах, которые не регулируются. Водитель своевременно не замечает человека или вовсе не видит пешеходные переходы.
- Совершается наезд на перекрестках (п. 13.1 ПДД), при съезде с дорожного полотна.
- Совершается наезд на пешеходном переходе, что регулируется.
Если виновником дорожно-транспортного происшествия стал водитель автомобиля, он понесет наказание в виде:
- лишения свободы на период до 5 — 7 лет (в зависимости от того, сколько человек погибает при аварии), о чем говорится в ст. 264 УК;
- принудительных работ на срок до 4 лет;
- лишения водительского удостоверения на срок до 3 лет после отбывания наказания.
При явке с повинной, активном участии в расследованиях, длительность пребывания за решеткой будет составлять не более 2/3 максимального наказания (ст. 62 Уголовного кодекса России).
По вине пешехода
Частые случаи ДТП – ночью, когда водителю трудно увидеть человека на дороге на неосвещаемом участке.
Мало кто из пешеходом одевает светоотражающую одежду, которая позволит человеку за рулем своевременно его заметить. Происходит также большая часть ДТП с пьяным пешеходом со смертельным исходом.
Пешеход может являться виновником ДТП при нарушении правил дорожного движения, если:
- пересекает дорогу на регулируемых переходах на красный свет светофоров;
- пересекает дорогу в неположенном для этого месте.
Причины нарушения ПДД:
- лицо куда-то опаздывает, поэтому не дожидается зеленого света;
- граждане не знают установленных правил (если пешеходом является ребенок, человек преклонного возраста, а также в случаях, когда человек бежит за общественным транспортом).
Какая ответственность за ДТП со смертельным исходом, если виновен пешеход:
если лицо получит травмы средней тяжести | штраф в размере 1 – 1,5 тыс. рублей |
при нанесении тяжкого вреда | лишение свободы до 2 лет |
если ДТП закончится гибелью человека | тюремное заключение на 4 года |
если погибнет несколько человек | тюремные узы на период до 7 лет |
Точно так же, как и водителю, пешеходу нельзя скрываться с места аварии. Если будет доказано, что автомобиль двигался без превышения скорости, а тормозного пути было не достаточно, чтобы предотвратить ДТП, суд станет на сторону автовладельца.
Если пострадавшее лицо – сам пешеход, который пересекал дорогу в неположенном месте, то водитель не будет считаться виновником аварии.
Детальнее об ответственности виновника (будь то автомобилист или пешеход) говорится в ст. 1064 Гражданского кодекса.
Примеры из судебной практики
Рассмотрим на примерах, какие судебные решения могут приниматься при ДТП с пешеходами со смертельным исходом.
Ситуация 1
Водитель ехал на управляемом автомобиле и нарушил п. 1.5, 10.1, 14.1 ПДД, вследствие чего сбил пешехода. Тот переходил дорогу на участке, где установлен дорожный знак (5.19.1). Человек получил тяжкие травмы головного мозга, переломы черепа и предплечий, от которых умер.
Возбуждено уголовное дело по ст. 264 УК.
Виновник происшествия признал свою вину в полной мере и дал такие пояснения:
- пешеход неожиданно вышел из-за сугробу, и ему не удалось резко затормозить. Не смог он и перестроиться на другую полосу, так как на ней ехало другое ТС;
- после столкновения водитель сразу вызвал скорую и милицию;
- пострадавший пробыл в реанимации 2 суток. За это время виновник покупал медицинские препараты, которые назначал врач, сдал кровь в пункте переливания крови.
Но обвиняемое лицо не согласно с суммой искового заявления.
Решение суда было следующим:
- в части 4 ст. 29 УПК прописаны обстоятельства, которые способствуют совершению преступления. В Акте осмотра участка происшествия указано, что из-за снежных валов ограничивается видимость водителя. Но, тем не менее, водитель нарушил ПДД, поскольку пренебрег безопасностью человека, переходившего дорогу;
- судом квалифицировано действия в соответствии со ст. 264 ч. 3 УК;
- назначая наказание, судья опирался на ст. 60 УК;
- подсудимым совершено преступление, что относится к части 3 ст. 15 УК;
- преступление совершено в первый раз;
- смягчающие обстоятельства – раскаяние и признание свое виновности, выплата частично средств за причиненный моральный вред на добровольной основе, помощь во время нахождения умершего в больнице;
- отягчающие обстоятельства отсутствуют;
- назначено наказание в виде лишения свободы в течение 2 лет (часть 3 ст. 264 УК). Отбывать наказание он должен в колонии-поселении. Также его лишено права управлять транспортным средством в течение 2 лет.
Ситуация 2
Собственник автомобиля, что ехал на исправной машине, нарушил правила п. 10.1, 14.1, 1.5 ПДД. Водитель не убедился, что перед остановившемся впереди автомобилем не идет пешеход по нерегулируемому переходу, и продолжил движение на соседней полосе.
В результате было сбито двух человек – один погиб, второй получил повреждения, которые квалифицируются, как тяжкие.
Вина признана водителем не полностью, но в совершении наезда раскаивается.
Пояснения водителя:
- двигался по прямой, как вдруг его подрезал автомобиль, выехавший из двора жилых домов;
- водителю пришлось перестроиться и продолжить свое движение со скоростью 50 км. в час на другой полосе;
- погода была дождливой, на дороге было много луж, так как сливы на дорожном полотне отсутствовали. И передняя машина обрызгала лобовое стекло ответчика. Видимость была утрачена. В момент, когда лицо пыталось включить «дворники», произошло столкновение с пешеходами;
- по его словам один из пешеходов постоянно говорил «Зачем мы бежали?»;
- так как он находился в шоковом состоянии, не смотрел, что подписывает пустую схему аварии.
Затраты на погребение возмещены.
Решение суда:
- Составление протокола и оформление ДТП было проведено с нарушениями ст. 164, 166, 175, 190 Уголовного процессуального кодекса.
- Преступление квалифицируется по части 3 ст. 264 УК.
- При определении меры наказания суд опирался на ст. 60 УК (с учетом характера и степени опасности совершенного преступления).
- Квалифицировано преступление как такой, что имеет среднюю тяжесть в соответствии со ст. 15 ч. 3 УК.
- Имеют место смягчающие обстоятельства – помощь пострадавшим, выплата родственникам пострадавшим.
- Назначено 3 года лишения свободы с лишением водительских прав на 2 года
Если произошло ДТП с пешеходом со смертельным исходом, стоит более внимательно отнестись к оформлению документации, так как придется еще защищаться в суде.
И помните, что нельзя сразу признавать себя виновным, так как при рассмотрении дела может оказаться, что вашей вины в происшествии и вовсе нет.
Видео: ДТП 2020: в России предложено ввести наказание вплоть до уголовного
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://provodim24.ru/dtp-s-peshehodom-so-smertelnym-ishodom.html