Главная ›
13.08.2019
Российское законодательство обязывает на предприятиях, где имеются транспортные средства проводить аналитику происшествий на дорогах и своевременно определять и устранять различные причины, которые могут привести к нежелательным последствиям на дорогах. Для наиболее качественного расследования утверждены правила оформления служебного расследования.
Главная цель такого мероприятия – выявление причин аварии, определение лица, виновного в катастрофе, выявление правил, которые не были соблюдены, что привело к происшествию. Следует более подробно разобрать вопрос относительно оформления акта и предшествующих ему процедур. В заключительной главе приведен акт служебного расследования дтп образец.
Что такое акт служебного расследования ДТП
Акт служебного расследования ДТП относится к локальным материалам, которые считаются частью пакета форм, относящихся к обеспечению безопасности на дорогах. Перед созданием этого документа требуется своевременно оформить приказ о назначении комиссии по ведению и оформлению служебного следствия в организации ДТП.
Итак, если машина вашего предприятия стала участником аварии, на предприятии необходимо начать служебное расследование с соблюдением всех правил и норм, выявить причины катастрофы и определить виновника.
Для чего составляется акт служебного расследования ДТП
Практически каждое предприятие имеет на своем балансе машины, одна из которых становится участником ДТП. Важно незамедлительно начать служебное расследование. Следует определить причины, восстановив картину катастрофы, выявить виновное лицо.
Законодательством отведен срок на проведение следствия и оформление акта служебного расследования ДТП – 5 дней. Однако, при более серьезных последствиях, эти сроки могут быть продлены. К таким последствиям относят, например, большое число пострадавших в аварии.
Куда звонить при ДТП узнайте тут.
Перед началом работы, руководство предприятия оформляет приказ о формировании комиссии, оговаривает сроки, в которые требуется провести следствие. Главная цель – определить причины аварии и виновное лицо. На основании составленного акта, виновного водителя можно будет привлечь к материальным взысканиям.
Проведение такого следствия, естественно не заменит работу специалистов ГИБДД, которые также устанавливают причины и виновных лиц.
Служебное расследование ДТП и выдача акта
Начиная свою работу, члены комиссии, назначенные приказом, должны посетить место аварии и лично осмотреть территорию, постараться наиболее точно восстановить картину аварии.
В первую очередь, если сотрудники отдела БДД организации, прибыли на место раньше сотрудников полиции, они должны организовать медицинскую помощь пострадавшим.
При необходимости можно сделать несколько фотографий, которые впоследствии приложить к акту. Затем провести аналитику и установить следующие моменты:
- какие факторы могли способствовать наступлению аварии;
- каковы причины;
- важно определить состояние водителя на время наступления аварии, выявляется форма и время оформления медицинского осмотра перед выходом в рейс, а также наличие результатов периодических осмотров;
- определяются лица, проводившие осмотр транспорта перед выездом и общее состояние автомобиля;
- анализируется личное дело водителя, на наличие ранее совершенных ДТП;
- рассматриваются погодные условия и прочие независимые факты, которые могли способствовать наступлению катастрофы;
- рассматривается уровень квалификации сотрудника, проводившего инструктаж с водителем, качество инструктажа;
- устанавливается личность сотрудника, проводившего медицинский осмотр, его уровень квалификации и соответствие нормативным требованиям;
- определяется насколько качественно и грамотно в организации поставлена деятельность по обеспечению БДД; при наличии, выявляются недостатки работы организации;
- рассматриваются последствия катастрофы;
- в заключении, оформляются выводы, сделанные из данного расследования.
Собирая требуемую информацию отдел БДД от предприятия может составить требование на имя руководителя ГИБДД с просьбой о предоставлении данных, имеющейся у них по данному вопросу.
В акте служебного расследования дорожно-транспортного происшествия отображаются принятые решения и формируются рекомендации в целях избегания ДТП в будущем.
Акт служебного расследования ДТП: образец заполнения
В завершении процедуры, комиссией создается форма, которая состоит из 5 частей.
- Изначально оформляются данные о лицах, входящих в состав комиссии, непосредственных участниках происшествия, и наличии пострадавших.
- Следующая информация, отражаемая в акте, касается водителя и личной информации о нем, его стаж, характеристика.
- Далее описывают дорожные, природные условия и прочие факты, которые могли привести к катастрофе. Выводится информация о дорожных знаках, присутствующих на месте аварии. Восстанавливается картина происшествия.
- В следующем блоке рассматривают техническую характеристику транспорта, наличие технического осмотра, исправность машины. Определяется наличие неисправностей, которые могли привести к аварии.
- В заключительном блоке комиссия делает выводы, относительно виновного лица и причин, предшествующих аварии.
- Как оформить ДТП при наезде на препятствие узнайте здесь.
- Ниже мы приводим образцы заполнения форм.
- Наглядно посмотреть акт служебного расследования ДТП образец заполнения вы можете по ссылке.
Акт служебного расследования ДТП образец скачать вы сможете тут. После завершения оформления процедуры и проверки документов, форму нужно подписать всеми членами комиссии.
Контролирующий орган УГАДН регулярно проводит проверки и запрашивает для контроля все формы актов со всеми приложениями.
Итак, в нашей публикации подробно рассмотрен вопрос относительно акта служебного расследования дтп, правила заполнения бланка.
Работу по оформлению акта следует проводить качественно, учитывая каждую незначительную деталь. Известно немало случаев, когда именно такие формы помогали сотрудникам ГИБДД в расследовании аварий.
Информация, изложенная в этой публикации будет полезна для многих лиц, имеющих отношение к отделу по БДД. И напоследок видео по теме:
Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия
_____________ М.М. Михайлов
Акт служебного расследования дорожно — транспортного происшествия
- Название организации: ООО «Предприятие»
- Дата составления акта: ______________
- Комиссия в составе:
Председателя: Козлова К.К. — директор по производству;
Членов комиссии: И.И. Иванова — специалиста по ОТ и ППБ;
Петровой М.И. — экономиста по планированию.
Комиссия, назначенная приказом от «__» _______ г., № __, ознакомилась с документами, осмотрела транспортное средство, опросила участников ДТП и свидетелей, установила следующее:
Происшествие произошло: __.__.______г.
- Место происшествия: ___________, ________, 400 м от складского помещения.
- Модель, государственный регистрационный знак, расположение рулевого управления автомобиля принадлежащего организации: ___ рег.№ ________
- Вид происшествия: Дорожно-транспортное происшествие.
- Другие участники происшествия: Отсутствуют.
- Пострадавшие: Отсутствуют.
- Материальный ущерб от повреждения транспортного средства составляет: 3000 руб.
Водитель, управлявший транспортным средством: Антонов Антон Антонович; ____ года рождения; трудовая деятельность в качестве водителя автомобиля на ООО «Предприятие» с __.__.___г.
- Состояние водителя (по заключению врача): Здоров (противопоказаний к управлению автотранспортного средства не выявлено)
- Дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра: 8 часов 30 минут
- Количество случаев совершения ДТП 0 нарушений Правил дорожного движения 3, нарушений трудовой дисциплины 0
- Лишался ли ранее водительских прав: Нет
- На автомобиле перевозилось: Груз (рулонная сталь весом 10 тонн); пассажиры отсутствовали; установленный маршрут движения отсутствует
Техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию, наличие неисправностей в момент ДТП (если есть), кто проводил технический осмотр: Автотранспортное средство исправно. Основание договор на проведение предрейсового осмотра автотранспорта № 55 от 01.01.____ г.
Дата проведения последнего ТО или ремонта (ответственный за его проведение), обнаруженные дефекты и перечень неисправностей, соблюдался ли межсервисный пробег, наличие письменных обращений водителя к организации о неисправностях транспортного средства в процессе эксплуатации: Техническое обследование автотранспорта проводилось __.__.____г. Дефектов опасных для эксплуатации автотранспортного средства обнаружено не было. Жалоб со стороны водителя не поступали. Дата последнего инструктажа по охране труда проводилась __.__._____г. Дата последней проверки знаний по безопасным приемам и методам работы проводилась __.__.____ г.
Дорожные условия: Дорожное покрытие гравийное, отвечает требованием безопасности при движении автотранспортных средств.
Описание обстоятельств происшествия: __.__.____ г. в 08 часов 00 минут водитель автомобиля ___ рег.№ ______ Антонов А.А.
прошел медицинское обследование, получил путевой лист, произвел осмотр автомобиля, получил задание от своего руководителя, мастера погрузочно-разгрузочных работ Одинцова О.О.
Работа в этот день заключалась в перевозке рулонной стали с ________________ на предприятие ООО «Предприятие».
В 09 часов 00 минут по прибытию на склад _______, водитель автомобиля Антонов А.А. встал под погрузку рулонной стали, около 11 часов водителю сообщили, что груз погружен в автотранспортное средство. В нарушение п.3.1.20; п.3.1.28 «Инструкции по охране труда № 5» утвержденной директором от « » 20___ г. водитель автомобиля А.А.
Антонов не произвел проверку надежного крепления груза и отправился со склада в сторону _________. Примерно в 400 метрах от слада, водитель автомобиля А.А.
Антонов не рассчитал скоростной режим и начал производить поворот в правую сторону, в этот момент не закрепленный груз начал движение в кузове автотранспортного средства в сторону поворота.
В результате сложившихся обстоятельств и не соблюдение скоростного режима, не закрепленного груза, произошло опрокидывания автотранспорта ___ рег.№ ______ на правый бок.
Нарушения, в результате которых произошло ДТП:
- Водитель автомобиля не произвел крепление груза в кузове автомобиля; Превысил скоростной режим при вхождении на автотранспорте в поворот.
- Виновные в ДТП: Водитель автомобиля Антонов Антон Антонович
- Выводы комиссии:
- Водитель автомобиля Антонов Антон Антонович нарушил:
- п.3.1.20; п.3.1.28 «Инструкции по охране труда № 5» утвержденной директором от « » . 20__г., а именно не произвел проверку надежного крапления груза в кузове автомобиля;
- раздел 10.1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», а именно превысил допустимую скорость движения автотранспорта ___ рег.№ _____ при заходе в поворот.
Мастер по погрузочно-разгрузочным работам Одинцов Олег Олегович нарушил:
Источник: https://document-expert.ru/novosti/forma-akta-rassledovaniya-dtp-na-predpriyatii.html
Как провести служебное расследование ДТП?
Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий. Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента. Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.
Когда проводится расследование?
Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.
Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:
- установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
- определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
- организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.
Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.
Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.
Порядок проведения служебного расследования ДТП
Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.
По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.
Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.
Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:
- установление даты и места происшествия;
- установление обстоятельств аварии;
- определение состава участников ДТП;
- установление причин аварии;
- выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
- определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
- сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.
Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.
Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы.
Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.
При аварии со смертельным исходом
Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.
К таковым относятся:
- сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
- организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
- определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
- участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.
Оформление приказа
В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно.
В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели.
Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.
Как оформить акт служебного расследования ДТП?
В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП. Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.
Акт предполагает наличие семи разделов:
- в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
- второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
- третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
- четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
- пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
- шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
- последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.
В соответствии с законодательным регламентом акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а также к нему должны прилагаться копии документов дорожной полиции, если таковые имеются, документы, содержащие информацию о пострадавших лицах и объяснения водителей и должностных лиц предприятия, имеющих отношение к рейсу транспортного средства.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
- 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.
Источник: https://lawecon.ru/kak-provesti-sluzhebnoe-rassledovanie-dtp/
Проведение служебного расследования ДТП на предприятии
Многие компании занимаются перевозками или используют автотранспорт для реализации других задач. Если на дороге случается ДТП, оно требует проведения проверки со стороны организации.
Это необходимо для определения участников происшествия, его предпосылок и понесенных убытков. Служебное расследование на предприятии выполняется специальной комиссией.
Собирается она только в том случае, если на дороге пострадал механизм, принадлежащий юридическому лицу или ИП.
Что такое акт служебного расследования аварии
Расследование ДТП на предприятии проводится с целью определения объективной причины случившегося, нарушений сотрудником установленных нормативов, а также проведения мероприятий по профилактике таких ситуаций.
Транспортные компании располагают собственными отделами безопасности, которые и проводят подобные действия. По его результатам заполняется бланк акта расследования ДТП на предприятии. Составляют его назначенные члены комиссии.
В нее обычно входят:
- Руководитель компании.
- Заместители директора.
- Специалисты по охране труда.
- Сотрудники бухгалтерии.
Кадровые специалисты.
- Сотрудники по приказу администрации.
- Независимые специалисты (автоюристы, медэксперты).
Найти образец акта служебного расследования ДТП можно на любом специализированном сайте. Он типовой и содержит все ключевые моменты.
К таким относятся название специалистов и ФИО всех членов комиссии, сведения о технике и водителе, техническая характеристика авто, данные техосмотра и все обстоятельства случившегося.
Подписывается бланк всем составом, к нему прикладываются бумаги, имеющие отношение к рейсу.
Алгоритм составления документа
Внутренняя проверка стартует с того, что издается приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП.
В нее входят должностные лица организации, отвечающие за безопасность на предприятии или охрану труда и руководство. После сбора данных и анализа, оформляется акт.
Это специальный документ, который отражает результаты и формирует полученные выводы. Алгоритм его составления выглядит следующим образом:
- Обсуждение членами комиссии результатов расследования для достижения одного вывода.
- Вписывание в форму бланка от руки всех данных и основных фактов. Используется информационный или деловой стиль.
- Не должно быть грамматических ошибок или опечаток, указываются только сухие данные.
- Сведения емкие, лаконичные, максимально исчерпывающие.
- Название предприятия, порядковый номер, дата оформления, наличие пострадавших и описание места происшествия.
- Подписи всех членов комиссии, печать предприятия.
Комиссия собирается сразу после того, как была получена информация о случившемся. Это позволяет одному из сотрудников прибыть на место, проконтролировать работу ДПС и медицинской службы, оградить территорию, чтобы не были потеряны доказательства. Собрать все необходимые сведения для составления акта комиссией.
Важно знать! Когда ДТП случается в пределах предприятия (на парковке, КПП, выезде), дополнительно положение о порядке проведения расследования ДТП будет содержать анализ уровня организации безопасного движения. Это может стать основанием для коррекции рабочего процесса, с целью исключить подобные аварии в последующем.
Как проводится сбор доказательств
Все действия комиссии согласуются с положением о служебном расследовании ДТП на предприятии. Начальным этапом проведения проверки является накопление и анализ информации. Один из специалистов отправляется на место события.
Основной его задачей выделяют определение всех обстоятельства происшествия, выявление всех участников и пострадавших в ДТП, спровоцировавшие факторы, психическое состояние водителей на момент столкновения.
Для сбора максимума данных используют следующие методики:
- Фотографирование.
- Видеосъемка на любое устройство.
- Показания свидетелей происшествия.
- Проведения экспертизы.
- Составление схемы ДТП при помощи компьютерной техники.
- Письменные объяснения очевидцев и сторон.
Если водитель, являясь сотрудником организации, отказывается давать объяснения, это фиксируется отдельным документом в установленном порядке. Оно также прикладывается к составленному акту, наравне с другими официальными бумагами.
Сроки проведения
Законодатель определил конкретные временные рамки для анализа происшествия на дороге.
Все действия, установленные порядком проведения служебного расследования ДТП, должны быть осуществлены в течение пяти суток, несмотря на тяжесть аварии.
Даже если в ней получили травмы больше 4-х человек или был летальный исход, результаты формируются не дольше, чем за 7 суток. Нарушать установленные законом рамки организации недопустимо.
Важно знать! Когда ДТП крупное, и в нем погибло более 11 человек, расследование всех обстоятельств дела ведется на региональном уровне и занимает до 10 суток. Несмотря на то, что определенные сроки небольшие, их вполне достаточно для проведения всех действий и анализа предоставленных доказательств.
Итоги расследования
Комиссия в процессе служебного расследования на предприятии ДТП определяет вид аварии, изучает все обстоятельства дела и выясняет, имеются ли пострадавшие. Также важно понять размер причиненного ущерба, выявить состояние водителя на момент столкновения. В качестве результата проведенной работы получают заключение, которое содержит один из следующих итогов:
- Имеется ли вина водителя с обоснованием, в чем она выражается.
- Какова причина случившегося, с указанием ссылок на пункты ПДД.
- Наличие сопутствующих факторов, отягощающих вину или напротив оправдывающие виновника.
Все полученные сведения обязательно заносятся в бланк акта, к которому прикладываются документы, имеющие непосредственное отношение к аварии. Если они противоречат выводам правоохранительных органов, потребуется дополнительная проверка.
Любое ДТП с участием служебного транспорта требует проведения расследования. Организует его предприятие путем создания специальной комиссии.
Она обязана соблюсти в процессе установленный порядок и предоставить акт до истечения 5 дней. Полученные данные сверяются с теми, чем располагают правоохранительные органы.
Кроме этого проводятся профилактические мероприятия для исключения повторения подобных ситуаций.
Источник: https://pravodorog.ru/avarija/svedenija/akt-sluzhebnogo-rassledovaniya-dtp-obrazets.html
Порядок и сроки расследования ДТП в 2018 году
Дорожные происшествия, подразделяются на отчетные и неотчетные. Подлежат учету те аварии, в которых участвовало более двух транспортных средств, а их последствиями являются нанесенный ущерб государственному имуществу и наличие пострадавших. В эту категорию также относят несложные ДТП, водители которых не смогли достичь соглашения.
Такие события регистрируются и фигурируют в различных сводках и в отчетных материалах. Они подлежат расследованию с целью выявления виновного лица и применения к нему мер наказания.
Неочетные происшествия не регистрируются и не подлежат расследованию, поскольку для таких событий характерны несильные повреждения транспорта, отсутствие пострадавших и претензий друг к другу у водителей.
Как происходит разбирательство в ГИБДД?
Расследование дорожного происшествия начинается сразу же после вызова сотрудника ГИБДД. Процедура проводится в несколько этапов. Ее итог зависит от компетентности специалиста, оформляющего ДТП.
На начальном этапе определяется криминалистический характер происшествия и степень ответственности его участников.
Дальнейший порядок расследования определяется в зависимости от наличия пострадавших и от степени нанесения вреда их жизни и здоровью.
В процессе расследования важно установить причинно-следственную связь при ДТП. Не всякое нарушение ПДД становится причиной аварии. Авария может быть совершена по причинам, не связанным с нарушениями нормативных актов. К таким происшествиям можно отнести плохое дорожное покрытие и недостаточную видимость дорожной разметки и знаков.
После оформления всех бумаг на месте происшествия и регистрации аварии, проводится судебная автотехническая экспертиза. В процессе мероприятия оцениваются обстоятельства ДТП и проводится их сопоставление с техническим состоянием транспортных средств, с наличием следов на автомобилях и на месте происшествия.
Экспертная операция актуальна в случае отказа страховщика в выплате по причине подозрений страхователя в обмане, заключающемся в получении повреждений при предыдущем происшествии. На заключительном этапе расследования уполномоченные лица, проводившие расследования подводят итоги и выносят соответствующее решение.
Оно может быть обжаловано на протяжении 10 дней.
Кто принимает участие?
Оформление отчетного ДТП осуществляется сотрудником ГИБДД. В его компетенции заполнение основных бумаг о происшествии, оказание помощи его участникам и свидетелям в написании объяснительных. По инициативе специалиста проводится медицинское освидетельствование, по результатам которого лаборантом оформляется акт тестирования.
Комплект бумаг анализируется дознавателем ГИБДД, который определяет виновника аварии по признакам преступления в его действиях. Он также выносит решение о квалификации дела как уголовного или административного. Уголовное дело расследуется в прокуратуре или следственными органами.
При административном нарушении ответственным представителем выносится решение о начислении штрафных санкций.
Порядок процедуры в зависимости от вида ДТП
Порядок проведения расследования зависит от типа дорожного происшествия, определяемого наличием потерпевших и степенью нанесенного вреда их здоровью.
Если в результате аварии пострадали только транспортные средства, то проведение расследования осуществляется сотрудником ГИБДД, который вправе на месте выявить виновного, оформить протокол о правонарушении и привлечь его к административной ответственности.
При возникновении спорных ситуаций, возможно назначение экспертных обследований, что актуально при сильных повреждениях движимого имущества.
При наличии пострадавших лиц среди пассажиров или пешеходов, на место происшествия выезжает судмедэксперт, вызов которого оформляет сотрудник ГИБДД.
Специалист проводит осмотр пострадавших и определяет степень нанесенного вреда, от которого будет зависеть порядок дальнейшего расследования.
Любая ответственность водителей возникает только после вынесения соответствующего решения или постановления. Она становится актуальной спустя 10 дней, выделенных на обжалование.
Расследование дорожного происшествия с потерпевшими и погибшими проводится в соответствии с положениями УК РФ. Порядок разбирательств несложных аварий регламентирован КоАП РФ.
В нормативно-правовых актах определяются правила проведения мероприятия в зависимости от обстоятельств происшествия.
В их положениях также указаны сроки в которые необходимо вложиться участникам ДТП и уполномоченным органам.
Административное и уголовное расследование
Граница между административной и уголовной ответственностью определяется тяжестью нанесенных телесных повреждений пострадавшим. Согласно уголовному законодательству, она подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую степень. При легкой степени к виновнику применяется административное наказание.
При нанесении повреждений средней тяжести дополнительно оцениваются отягчающие обстоятельства, выраженные в нахождении за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или одновременный наезд на нескольких пешеходов.
Нанесение пассажирам или пешеходам тяжелых травм подлежит уголовному разбирательству.
Уголовное дело открывается прокурором или начальником следственного отдела. Не каждое дело доходит до суда. В процессе делопроизводства стороны могут договориться о примирении с выплатой материального и морального возмещения ущерба.
В такой ситуации при отсутствии жертв, следователь вправе закрыть дело в процессе расследования.
Если дело уже доведено до суда, прекратить уголовное преследование в отношении виновника ДТП возможно при подаче потерпевшим участником ходатайства.
Сроки следствия
Законом выделяется на административное расследование один месяц со дня открытия дела об административном правонарушении. В случае, если за этот период не удается выявить все обстоятельства происшествия, то расследование может быть продлено до 6 месяцев.
Такое решение выносится руководством ГИБДД, при условии отсутствия потерпевших или причинения пешеходам или пассажирам легкого или среднего вреда здоровью. Сроки рассмотрения уголовного дела обычно не превышают 2 месяца. Процедура может быть продлена до 3 месяцев в случае возникновения сложностей при расследовании.
В особо сложных ситуациях допустимо ведение дела до года.
При оформлении аварии на месте происшествия составляется протокол, справка о ДТП, схема аварии и акт медицинского освидетельствования. На проведение экспертизы и получение экспертного заключения выделяется 10 дней.
Административное привлечение может быть проведено прямо на месте ДТП на основании оформленного сотрудником ГИБДД протокола. По итогам судебного расследования оформляется решение.
Протокол и решение могут быть обжалованы на протяжении 10 дней с даты их вынесения.
Порядок разбора ДТП с пострадавшими
Если в результате дорожного происшествия есть пострадавшие, то об этом факте необходимо сообщить дежурному оператору при вызове сотрудника ГИБДД для оформления аварии.
Он обеспечит вызов представителей судмедэкспертной организации для оказания медицинской помощи и проведения экспертизы по определению тяжести нанесенного телесного вреда.
Дальнейшее расследование проводится в соответствии с алгоритмом:
- Составление схемы происшествия.
- Выяснение причин ДТП.
- Проведение контроля водителей на наличие следов алкоголя и наркотиков в крови.
- Оформление протокола.
- Подача оформленных на месте происшествия документов в отделение ГИБДД.
- Вынесение решения дознавателем о квалификации дела как уголовного или административного на основании анализа поданной документации.
- Расследование по схеме административного или уголовного дела.
При выявлении сложностей определения обстоятельств происшествия, после оформления регламентированного пакета документов, все участники ДТП приглашаются в отделение ГИБДД для проведения процедуры по схеме «группа разбора ДТП».
В ходе мероприятия проводится анализ всех факторов для выявления истинных причин аварии и определения степени вины каждого водителя.
Для компетентного подхода к решению проблемы, участники обычно прибегают к услугам юриста, которые могут представлять их интересы на мероприятии.
Заключение
Расследование дорожного происшествия проводится с целью выявления виновного в аварии лица и привлечения его к административной или уголовной ответственности.
Виновник ДТП может быть также привлечен к материальному ответу, выраженному в компенсации нанесенного ущерба транспортному средству потерпевшему или здоровью пострадавших.
Порядок проведения расследования зависит от обстоятельств происшествия и наличия отягчающих факторов.
Источник: https://insur-portal.ru/dtp/rassledovanie-dtp
Проведение служебного расследования дтп на предприятии
Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.
Ежедневно с 9.00 до 21.00
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 . Это быстро и бесплатно!
Служебное расследование (проверка) – это достаточно серьезная процедура, и мелкие нарушения не становятся его целью. А вот факт нанесения серьезного ущерба, либо использования в корыстных целях служебных полномочий – основание весомое.
К слову, данное понятие не закреплено законодательно, оно является частью дисциплинарного производства и регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и внутренними нормативными актами.
Какие цели преследует данная процедура и как она осуществляется в организации, расскажем в этой статье. А также можно скачать положение о порядке проведения служебного расследования ДТП на предприятии и акт.
Служебное расследование ДТП на предприятии
ДТП при любых обстоятельствах требует расследования. При его проведении предприятие пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.
Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает предприятию (индивидуальному предпринимателю) пять суток на расследование, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.
Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.
Цель служебного расследования происшествия
- Проводится расследование для точного установления обстоятельств, причин, условий ДТП, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.
- Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.
- В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).
Порядок проведения служебного расследования при ДТП
- Для осуществления процедуры в установленном порядке руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.
- Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.
- Установлению подлежат следующие обстоятельства:
- Дата, место, точное время.
- Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
- Организация, в ведомости которой дорога находится.
- Марка, модель транспортного средства.
- Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
- Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
- Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
- Погодные условия, освещенность и видимость.
- Дорожные условия.
- Тип груза.
- Пассажировместимость и фактическая загрузка.
- Количество пострадавших.
- Материальный ущерб.
- Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.
- Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти отражающих все выявленные обстоятельства разделов, к которому прилагаются схема и снимки места происшествия, списки (если таковые лица имеются) пострадавших, объяснительные причастных лиц, акты проверки состояния транспортного средства и нанесенного ему ущерба.
- Кроме того, по факту ДТП проводится разбор ГИБДД.
- Итак, расследование ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время, оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.
- Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий
Источник: https://ravon-r2.ru/provedenie-sluzhebnogo-rassledovanija-dtp-na/
Как провести служебное расследование на предприятии при ДТП: это нужно знать всем организациям и ИП!
Многие организации, даже не связанные напрямую с перевозками, используют при осуществлении своей деятельности автотранспорт. И к сожалению, бывает так, что транспортное средство предприятия попадает в аварию.
А когда случается ДТП необходимо его служебное расследование на предприятии. Сразу скажу, что оно обязательно для всех компаний и ИП. А игнорирование его проведения грозит проблемами с надзорными органами и не только.
Это Кулик Илья, и сейчас я расскажу вам, что такое служебное расследование при ДТП и как его правильно проводить. Готовы? Поехали!
Что это такое
При любой дорожной аварии сотрудники ГИБДД, а при тяжёлых последствиях и следственных органов, проводят расследование с целью определить причины и обстоятельства аварии, чтобы точно определить виновность в аварии и ответственность за произошедшее каждого участника аварии.
Статья в тему: Расскажу всё об административном расследовании ДТП: когда проводится, зачем нужно и какие сроки установлены
Но когда происходит ДТП, в которое попадает транспортное средство, владелец которого – организация или индивидуальный предприниматель, необходимо ещё служебное расследование, проводимое силами предприятия. Касается оно в первую очередь на изучение обстоятельств, касающихся автомобиля организации и направлено на предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.
В ходе служебного расследования выявляются:
- обстоятельства, возникшие до аварии;
- причины случившегося, в том числе внешние факторы;
- последствия ДТП;
- лица, имеющие отношение к аварии (водитель, технические сотрудники и т. д.), предварительная вина каждого из них;
- недочёты в работе организации, из-за которых стало возможно ДТП.
Чем регламентируется служебное расследование ДТП на предприятии
Обязательность расследования установлена Федеральным законом №196. В абзаце 6 п.1 ст. 20 этого законодательного акта говорится, что юр. лица и частные предприниматели обязаны «анализировать и устранять причины ДТП», произошедшие с участием их ТС.
Хочу отметить, что это положение относится ко всем организациям, эксплуатирующим автотранспорт, даже если их основная деятельность далека от перевозок, и ко всем авариям, независимо от их тяжести, наличия пострадавших и размера ущерба.
Учёт происшествий
Правила учёта установлены постановлением Правительства РФ №647. Соответствие этих правил Закону №196-ФЗ подтверждено судом, они обязательны для всех. Независимо от места происшествия с участием ТС организации, оно должно быть учтено, а сообщить о нём обязательно нужно в ГИБДД по месту нахождения компании. Форма учёта установлена в 1996 году Приказом Минтранса №22.
Каждый месяц данные о происшествиях должны сверяться с информацией в отделах ГИБДД. И надзорные органы законно требуют исполнение этого положения проверяют это.
Служебное расследование
Необходимость служебного расследования и учёта ДТП на предприятии устанавливает также пункт 111 Приказа Минавтотранса РСФСР от 9 декабря 1970 г. № 19.
А собственно служебному расследованию посвящён Приказ Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 №49, утвердивший Положение о порядке проведения служебного расследования, в нём достаточно подробно описывается методика разбора происшествия. Не удивляйтесь давности приведённых документов. Они действуют до сих пор и обязательны к исполнению.
Непосредственно по каждому ДТП руководитель предприятия издаёт приказ, в котором уже конкретно прописаны кто, в какой срок и что должен установить.
Цели расследования
Согласно Приказу Минавтотранса №19 служебное расследование необходимо для:
- установления обстоятельств и причин случившегося;
- выявления нарушений нормативных документов, правил, инструкций;
- разработки мероприятий по недопущению в дальнейшем ДТП.
Исходя из этих целей и действует комиссия по разбору.
Кто проводит служебное расследование
Приказом руководителя фирмы создаётся комиссия, которая должна расследовать происшествие. Обычно в неё входят трое: один председатель и члены комиссии. Председателем обычно становится руководитель предприятия или его заместитель, обязательно в состав входит лицо, отвечающее за БДД.
Привлекаются обычно сотрудники кадровой службы, технические работники, могут быть привлечены и сторонние специалисты. Непосредственный начальник водителя, попавшего в ДТП не должен быть членом комиссии в целях объективности.
Сроки служебного расследования
Срок для служебного расследования руководителем предприятия установлен равный пяти дням, независимо от тяжести аварии. Руководители территориальных производственных объединений, когда в аварии погибло более 2 или пострадало больше 4 человек должны завершить расследование за 7 суток.
В особо крупных авариях, когда погибает 7 или больше человек или получают ранение больше 14 человек и расследование ведётся уже на региональном уровне, оно может занимать и до 10 дней. Как видите, сроки небольшие, но для выполнения поставленных целей их вполне достаточно.
Как проходит служебное расследование
Начинать расследование нужно с места происшествия. Сразу как руководство компании узнало о ДТП с участием их ТС, на место должен выехать сотрудник, обычно это специалист по БДД. На этом этапе действия сотрудника сходны с поведением обычного водителя, только ответственность он несёт большую, поэтому и делать всё должен тщательнее.
То есть первым делом оказывается помощь пострадавшим (если они есть) и доставка их в медучреждение, делается всё возможное для сохранения следов аварии и предотвращения вторичных происшествий. Не надо забывать и про поиск очевидцев.
Статья в тему: Как действовать при ДТП: подробная пошаговая инструкция + образцы объяснения и встречного иска + видеобонус: как отличить недобросовестных автоюристов
Этап первый – сбор информации
Необходимо зафиксировать как можно больше сведений о происшествии, чтобы было что анализировать. Желательно заранее разработать определённую форму, чтобы в экстренной ситуации не забыть зафиксировать важные моменты.
Можно использовать как образец бланки, используемые правоохранительными органами при осмотре происшествия или воспользоваться этой формой, которую самостоятельно разработал для себя один практикующий специалист по БДД, и любезно предоставил её всем желающим.
Необходимо осмотреть место инцидента и участвовавшие в нём ТС, узнать информацию у участников происшествия, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов, оформляющих аварию. В общем, как можно более детально выяснить все делали случившегося.
Что изучается на месте аварии
Для служебного расследования нужно зафиксировать:
- дату и точное время случившегося;
- место происшествия, не забыть зафиксировать плохие дорожные условия;
- сведения о ТС, включая номерной знак;
- число пострадавших (если есть) и характер телесных повреждений;
- сведения о водителе-работнике предприятия, а по возможности и о других участниках аварии;
- психофизическое состояние водителя (принимается только оценка, данная врачом);
- на каком часу рабочего дня водителя произошло ДТП;
- какова была цель поездки;
- вид перевозки (пригородные, междугородние и т. д.);
- нет ли отклонений от положенного маршрута, по назначению ли было использовано ТС;
- вид ДТП;
- погоду, осадки, освещённость;
- дорожные условия, обстановку.
Не стоит забывать и про фото- видеосъёмку. Нужно сделать чёткие фотографии, позволяющие определить:
- место происшествия, то есть общий план;
- положение ТС после аварии;
- следы, позволяющие установить обстоятельства происшествия
- повреждения автомобилей;
- госномера участвовавших авто;
- обстоятельства происшествия, то есть фиксация разметки, знаков, светофоров и т. п.
Все эти сведения также следует зафиксировать письменно и по необходимости настоять о внесении в документы, оформляемые ГИБДД.
А также нужно осмотреть водительские документы сотрудника компании, попавшего в ДТП, а также бумаги на ТС, на перевозимый груз, а также путевой лист и т. д.
Взаимодействие с ГИБДД
Принимайте участие в оформлении аварии работниками ДПС. Во-первых, у них можно выяснить некоторые обстоятельства происшествия, во-вторых, необходимо следить за правильность составления ими документов, схемы происшествия.
Внимательно читайте документы. Если не согласны с чем-то, есть положения, вызывающие вопросы, выясняйте всё, просите внести изменения. Если инспектор не принял во внимание ваши замечание, водитель обязательно должен указать это в объяснении.
По возможности надо снять копии с оформляемых автоинспектором документов, они нужны для расследования, то есть получить копии в любом случае необходимо, но можно сделать это и несколько позже. Обычно это делается через отправку письма начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии бумаг для служебного расследования.
Этап второй – проведение расследования
После этого начинается собственно расследование. На его протяжении нужно сотрудничать с ГИБДД, а также организациями, относящимся к дорожным службам. Когда есть пострадавшие работники, привлекаются представители профсоюза.
В процессе проведения изучается и анализируется вся собранная информация. Нужно определить действия участников происшествия до столкновения, оценить их с точки зрения ПДД, определить причины случившегося, сделать свой вывод о виновности каждого участника происшествия.
Определяются:
- обстоятельства и явные причины случившегося;
- причины возникновения аварийной ситуации. Особое внимание стоит уделить расследованию, когда водитель на момент аварии оказался нетрезвым. В этом случае тщательно изучается также вопрос, как получилось так, что водитель выехал на служебном автомобиле в таком состоянии.
Оцениваются:
- действия водителя на соответствие ПДД;
- дорожные условия с точки зрения оказания ими влияния на возможность возникновения ДТП;
- взаимосвязь между инцидентом и упущениями со стороны организации по обеспечению БДД.
Проверка обеспечения безопасности со стороны предприятия
Так как одной из целей расследования является устранение в дальнейшем причин аварии, исследованию работы организации по БДД надо уделить особое внимание. Для этого нужно проверить:
- соблюдение правил перевозок, режима труда водителя;
- замечен ли ранее водитель в нарушении ПДД, трудовой дисциплины;
- как организовано на предприятии обучение и повышение мастерства водителей;
- какие меры применяются внутри организации к провинившимся водителям;
- изучались ли дорожные условия на маршрутах следования, и делались ли попытки устранения недостатков;
- нормируется ли скорость для водителей на маршрутах;
- каково было техническое состояние ТС до рейса, кто его проверял, кто и когда проводил обслуживание и ремонт, заявлял ли водитель о неисправностях;
- как организовано техобслуживание на предприятии.
Исходя из причин происшествия и выявленных недочётов, необходимо разработать меры по повышению БДД при эксплуатации автомобилей фирмы (ИП).
Акт служебного расследования ДТП + образец заполнения
Итогом работы комиссии по расследованию становится составление Акта служебного расследования, составляемого и подписываемого всеми членами комиссии. Пример заполнения можно скачать здесь.
Подойдите к оформлению Акта со вниманием, особенно при сложных авариях. При необходимости материалы расследования можно будет использовать в суде для доказывания невиновности водителя организации.
Примечание. Выводы комиссии о виновности водителя имеют предварительный характер. Установить виновность может только суд.
А также в некоторых случаях им интересуются следственные органы, для получения более полной информации о ДТП. И не исключено, что вы заметите и зафиксируете то, что ускользнуло от взгляда работников госорганов, но имеет важное значение для определения невиновности вашего работника.
Что пишется в Акте
В первом разделе Акта приводится состав комиссии, общие сведения о ТС, попавших в аварию водителях, обстоятельствах ДТП.
Далее приводятся «Условия, предшествующие происшествию», пишется, кто и когда выпустил водителя на рейс, был ли пройден медосмотр, как он ехал и где он ехал шофёр.
В третьем разделе пишутся сведения о дорожных условиях, покрытии, видимости в момент происшествия. Указываются, если были, неудовлетворительные условия, несоответствие дорожного полотна и инфраструктуры нормативным актам.
Четвёртый раздел – информация о водителе. Помимо прочего, должны быть сведения о стаже и опыте работы, отдельно – на конкретной модели ТС, о прохождении переподготовки, о состоянии здоровья перед аварией, о ранее налагавшихся взысканиях за нарушение ПДД, других правил, попадал ли раньше в ДТП.
В пятом разделе указываются сведения о транспортных средствах, попавших в аварию. Особое внимание уделяется техническому состоянию, прохождению ТО. Приводятся имеющиеся данные о ТС другого участника происшествия.
Шестой раздел – состояние проводимой на предприятии работы по обеспечению БДД. Указываются выявленные в ходе проверки недостатки, даётся оценка эффективности.
Выводы, приложения, и форма учёта
И последний, седьмой раздел, содержит выводы. Указывается, что именно, по мнению комиссии, стало причиной аварии, предлагаются меры и методы для предотвращения в дальнейшем происшествий.
К Акту разбора прилагаются:
- копии документов из ГИБДД, включая схему;
- объяснения водителей и должностных лиц компании, а также другие документы, уточняющие обстоятельства произошедшего;
- информацию о пострадавших.
Помимо Акта расследования, заполняется также форма учёта ДТП. Саму форму можно скачать по этой ссылке. Вся информация для её заполнения уже будет прописана в Акте.
Сведения, содержащиеся в её первой части, сверяются ежемесячно с органами внутренних дел. Вторая часть предназначена для отчётности внутри организации.
Подведём итоги
- должно быть учтено и расследовано любое ДТП, случившееся с транспортными средствами, которыми владеет предприятие;
- создаётся специальная комиссия;
- 5 дней – срок расследования в большинстве случае;
- раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у неё данные о ДТП со сведениями правоохранительных органов;
- в процессе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины аварии, выявляются нарушения со стороны сотрудников, предлагаются меры по улучшению БДД.
Заключение
Служебное расследование по факту ДТП – это обязанность каждой фирмы или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего транспорт. И за соблюдением предписанных законами нормативными актами требований следят надзорные органы. Так что не забывайте про служебное расследование.
Вопросы по теме статьи пишите в форме для комментариев. А также рассказывайте о своём опыте по проведению расследованию на предприятии, он будет полезен другим.
Видео-бонус: 5 мифических существ, снятых на камеру.
На этом статья окончена. Не забывайте про подписку на рассылку – она действительно поможет сэкономить время. А также поделитесь статьёй с друзьями и коллегами в соцсетях – уверен, они будут вам благодарны. Всем удачи!
П. С.: Изображения в статье с этой страницы: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фотографиях Land Rover Range Rover, а также Porsche Cayenne.
Источник: https://kulikavto.ru/dtp/sluzhebnoe-rassledovanie-pri-dtp-na-predpriyatii-kak-i-s-kakoj-celyu-provoditsya.html