С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов.
Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения.
Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия.
Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
Действия
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших.
Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость.
В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
- выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
- не убирать ТС с места аварии;
- сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
- взять контакты очевидцев.
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков.
Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно.
В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:
Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:
- штраф или обязательные работы;
- исправительные или принудительные работы до 1г.;
- арест до 3-х месяцев;
- лишение свободы.
В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:
- лишение свободы;
- штрафы;
- расходы на ремонт и моральный ущерб.
Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.
Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе
В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой.
Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля.
В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.
Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.
Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом
Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля.
При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы.
В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.
Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд.
Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы.
Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.
Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника.
Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе
Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать.
Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.
Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.
Авария при движении по тротуару
Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов.
Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д.
На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД.
При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.
Ответственность велосипедиста при ДТП
При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:
- статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
- статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.
Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.
Статистика ДТП с велосипедистами
По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены.
Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас.
Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.
Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии
Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват.
В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен.
Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:
- Точное время аварии;
- Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
- Дорожную разметку, знаки, светофоры;
- Повреждения авто;
- Контакты свидетелей и их показания;
- Приметы велосипеда и его водителя;
- Наличие записи с регистратора.
К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.
Судебная практика ДТП с велосипедистами
Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе.
Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения.
В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере.
Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках.
Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.
Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом.
В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред.
Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:
- Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
- Велосипедист находился в состоянии опьянения;
- Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.
По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто.
Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта.
А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.
Меры снижения ДТП с участием велосипедистов
Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:
- оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
- внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
- присваивать государственные номерные знаки;
- обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.
Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.
Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
Автоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.
Источник: https://prav-voditel.ru/oformlenie-dtp/s-velosipedistom
Дтп с велосипедистом — судебная практика, на пешеходном переходе, во дворе, с ребенком, осаго, во дворе, что делать, кто виноват, скрылся
Все чаще в ДТП фигурируют именно велосипедисты. Ситуация осложняется тем, что водители не знают, как действовать в такой ситуации. Наказание грозит всем участникам движения (водитель авто, велосипеда или пешеход). Отличия только в объеме и форме.
Статистика
Сотрудники ГИБДД ведут регулярную статистику аварий с участием велосипедистов, точно так же, как и с автомобилистами или мотоциклистами.
Таблица 1. Статистические сведения полиции 2020 с января по июнь текущего года.
Пострадало | Погибло |
Произошло 2184 происшествий подобного рода. | 141 человек скончался |
2007 владельцев велотранспорта получили травмы разной тяжести и формы | В эти же сведения вносятся и происшествия с участием детей, как водителей велосипеда. Из всех аварий, на их долю приходится около 670 столкновений. При этом погибло 17 детей |
Если подводить статистику только за июль, то произошло 860 ДТП с участием велосипеда. Из них 58 закончилось трагично.
Статистические сведения по обстоятельствам аварий:
- Больше всего ДТП с велосипедом (около 20% от всего числа подобных аварий) происходит при повороте направо (перекрестки, выезд со двора и др.).
- Другие 9% происходят, когда водитель авто открывает одну из дверей (чаще на парковке).
- Еще 8% при езде по перекрестку (иногда столкновение во дворе). Обычно велосипедист, едущий по главной дороге, игнорируется автомобилем, движущимся с второстепенной дороги.
- 7% приходится на поворот транспорта влево (маневры на перекрестке).
- Другие 6% и 3% — это аварии при попытке обгона велотранспорта с левой или с правой стороны.
Водители пренебрежительно относятся к велосипедистам (это особенно опасно зимой, когда тормозной путь заметно увеличивается). Однако важно брать в расчет, что их средняя скорость – от 18 до 35 км/ч, причем тормозной путь заметно больше, чем у авто.
Получается, им сложнее резко остановиться. Невнимательность автомобилистов приводит к частым авариям на дороге.
Что делать и кто виноват
Сначала стоит разобраться, что такое «велосипедисты». Не нужно считать велосипед обычной игрушкой. Согласно правилам дорожного движения (пункт 1.2), он относится к транспортным средствам (не считая коляски для инвалидов), имеющим два колеса.
Велосипед согласно определению из ПДД приводится в движение мускульной силой человека, который находится за рулем, или благодаря специальным электродвигателям, максимальная номинальная мощность в режиме долгой работы которых не превышает 0.25 кВт.
При этом мотор должен автоматически выключаться на скорости 25 км/ч. Также в этом пункте сказано, что велосипедист – лицо, управляющие велосипедом.
Примечательно, но если велосипедист спешится, то он переходит в класс пешеходов, что не снимает с него ответственности при соблюдении правил. Не стоит забывать про ПДД для велосипедистов. Получается, вся разница между обычным водителем и «двухколесным» состоит только в том, что второй может быстро спешиться и будет считаться пешеходом (лицо, не относящееся к транспорту, находящееся на пешеходной или вело дорожке и не работающее на них).
К ним относятся люди, использующие инвалидные коляски без мотора. Если упростить, то велосипедист, пересекая дорогу по переходу, обязан спешиться, а не продолжать движение.
По статистике 8 из 10 веловодителей забывают, что пешеходный переход нужно переходить.
Примечательно, что подобными же полномочиями обладают и мотоциклисты. Однако они не ездят по переходам.
В итоге, велосипедист – это полноценный участник движения, который обязан соблюдать правила. В аварии виновен тот, кто нарушил ПДД.
Что делать? Когда на дорожном полотне случается столкновение участников движения, то согласно принятым правилам водитель автомобиля обязан:
- Быстро остановиться.
- Включить аварийные сигналы на авто.
- Выставить знак аварийной остановки.
- При необходимости оказать первую помощь.
- Вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД и скорую помощь (если нужно).
Всем участникам столкновения строго запрещается покидать место ДТП до приезда полиции. Нарушением этого закона карается лишением водительских прав на срок до 1.5 лет (штрафом, исправительными работами – для велосипедистов) согласно 12.27 КоАП.
Нарушитель водитель авто
Наказание виновника зависит от степени тяжести преступления. Если в результате аварии погибли люди, то водитель автомобиля может получить уголовный срок.
Если погибших нет, но сбит велосипедист, он имеет право потребовать компенсацию ущерба. Подобная авария не может оформляться без участия ГИБДД, в отличие от ситуации со столкновением двух автомобилей.
Дело в том, что хоть велосипед и считается ТС, он не попадает под закон «Об обязательном страховании автотранспорта», а значит полис ОСАГО отсутствует.
Лихач на железном коне
Примечательно, что хоть согласно ПДД велосипед – это транспортное средство со всеми последствиями, но КоАП не предусматривает какого-либо наказания для «двухколесников».
Они просто не подпадают под определение, представленное в Кодексе:
- двигатель объемом не менее 50 кубов;
- максимальная скорость более 50 км/ч.
Максимум, что грозит виновнику – административное наказание (если велосипедист ребенок/несовершеннолетний, ответственность ложится на опекунов). Даже если велосипед был украден, доказать это на месте очень трудно.
При этом, поймать нарушителя достаточно трудно, ведь у него нет ни номера, ни документов.
Фиксация аварии – обязанность инспектора полиции. Без официальной регистрации происшествия (фото, протокол и др.), добиться компенсации ущерба не получится.
Например, если при столкновении он повредил автомобиль, особенно если велосипедист скрылся с места ДТП. В случае с двумя велосипедистами в аварии виновна сторона, нарушившая правила движения. Именно она и будет возмещать убытки.
Возмещение ущерба по страховке
Если у водителя оформлен полис ОСАГО, то вся забота о возмещении ущерба ложится на плечи страховой компании. Велосипедисту понадобится обратиться к страховщику с требованием компенсации.
К заявлению нужно приложить некоторые документы:
- Справку о ДТП.
- Постановление об аварии.
- Извещение.
- Паспорт.
- Номер банковского счета.
Также, если был нанесен вред здоровью, это придется доказать, приложив соответствующие свидетельства (согласно нормам 4.1, 4.2, 4.4, 4.7 в Приложении Банка РФ к правилам «Об обязательном страховании»).
При отказе в выплате велосипедист имеет право обратиться в суд.
Если полиса ОСАГО нет или он не покрывает ущерб, то остаток автомобилист выплачивает из собственного кармана. Стоит учесть, что велотранспорт не подлежит обязательному страхованию. Потому ущерб должен возместиться на основании гражданской ответственности – из бюджета самого водителя «байка».
Также, из-за того, что велосипед не причисляется к средствам повышенной опасности, меры наказания наступают по статье 1064 ГК. Весь ущерб должен быть возмещен в добровольном или в судебном порядке.
Судебная практика по ДТП с участием велосипедиста
По статистике, аварий с участием легкого транспорта достаточно много.
Ситуации бывают разные, например:
- Автомобиль выезжал из территории двора на дорогу, он не заметил движущийся по трассе велосипед. В итоге произошло столкновение, а велосипедист оказался в больнице с серьезными травмами. Виновником в аварии считается водитель, он по правилам должен был уступить дорогу. Автомобилист обязуется возместить весь материальный ущерб пострадавшему (50 тысяч рублей – цена велосипеда, а также 150 тысяч – стоимость курса лечения). Также водитель должен компенсировать моральный ущерб (200 тысяч рублей).
- На пешеходном переходе случилась авария, в которой велосипедист сбил человека. Спустя несколько дней он скончался от полученных повреждений. Водитель велосипеда в суде был признан виновным, так как считается полноценным участником дорожного движения и обязан соблюдаться правила, в данном случае пропустить пешехода. Суд вынес решения, что он виновен в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде 2-х лет лишения свободы. Также в пользу пострадавшей стороны (родственникам погибшего) должна быть выплачена компенсация в размере 500 тысяч рублей.
Ответственность
Велосипедисты, хоть и считаются полноценными участниками движения, наказываются по-другому, нежели водители автомобиля. Если в аварии нет пострадавших, то любое нарушение карается штрафом. Права отнять у них не могут, задержать тоже.
Таблица 2. Штрафы.
Нарушение | Штраф |
Практически любое нарушение ПДД | 800 рублей |
Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения (авария с пьяным велосипедистом) | От 1 до 1.5 тысяч рублей |
Нанесение ущерба легкой и средней тяжести | От 1 до 1.5 тысяч рублей |
Препятствие движению транспорта | 1000 рублей |
Особый случай
В большинстве случаев ДТП по вине велосипедиста случается с наездом на пешехода. Подобная ситуация полностью относится к дорожным происшествиям, т.к. согласно ПДД, велосипед – транспортное средство.
Если пешеход получит повреждения средней или высокой степени, велосипедист понесет ответственность за следующие нарушения:
- При движении по тротуару (если авария произошла в пешеходной зоне). Для езды на велосипеде предусмотрена проезжая полоса или специальная велодорожка.
- Отъезд с места аварии.
- Нанесение морального или материального ущерба.
Велосипедист, несмотря на то, что скорость «байка» несравнима со скоростью авто, должен следовать всем правилам движения на дороге и быть внимательным. Несоблюдение ПДД может нанести вред не только окружающим, но и самому водителю.
Видео: Велосипедист в ДТП. Что делать и как помочь
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: https://bibiguru.ru/dtp-s-velosipedistom/
Автомобиль сбил велосипедиста на пешеходном переходе — кто виноват?
Аварии с участием велосипедистов, пересекающих дорогу по пешеходному переходу, случаются на наших дорогах довольно часто. В нашей сегодняшней статье мы подробно разберем эту ситуацию с юридической точки зрения.
Велосипедист на пешеходном переходе – что говорят ПДД?
Правила пересечения велосипедистом пешеходного перехода установлены пунктом 24.8 ПДД России, где говорится о том, что велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Вы спросите – а где же здесь написано, каким конкретно образом велосипедист должен пересекать дорогу по зебре?
И действительно — в Правилах дорожного движения нигде не содержится прямого указания на то, что велосипедист, подъехав к пешеходному переходу, должен спешиться и перейти улицу, держа своего железного коня в руках.
Тем не менее, данное требование прямо вытекает из правового единства других норм ПДД, в частности, уже упомянутого п. 24.8 и пункта 1.2, где дается определение понятию «велосипедист». Так, в соответствии с ПДД, под велосипедистом понимается лицо, управляющее велосипедом.
Человек, идущий на своих двоих и ведущий велосипед в руках, является уже пешеходом (об этом также говорится в п. 1.2 ПДД, устанавливающем основные понятия и термины Правил). Соответственно, из этого следует, что человек, который пересекает зебру верхом на велосипеде, нарушает пункт 24.
8 Правил.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что велосипедистам пересекать дорогу по пешеходным переходам верхом на велосипеде запрещено!
Должен ли водитель пропускать велосипедиста на пешеходном переходе?
- Ответ на вопрос о том, нужно или не нужно пропускать велосипедиста на пешеходном переходе, в общем-то, довольно прост.
- Во избежание создания аварийной ситуации, велосипедиста, уже переезжающего через зебру перед машиной, следует пропустить, даже, несмотря на то, что он нарушает Правила.
- Наезд на велосипедиста водителем автомобиля, который видел развитие ситуации и имел возможность пропустить велосипед, может быть расценен как грубое нарушение ПДД, а при определенных обстоятельствах и как умышленное действие.
- Разумеется, речь здесь идет только о тех ситуациях, когда водитель преднамеренно едет на велосипедиста, осознавая и сознательно допуская риск возникновения аварии.
- В тех же случаях, когда велосипедист подъехал к зебре, остановился на краю проезжей части и не снимая ног с педалей, вопросительно смотрит на водителей, ожидая, что его пропустят – можете смело проезжать через переход, не опасаясь быть привлеченным к ответственности, поскольку обязанности у водителя уступить дорогу велосипедисту не имеется до тех пор, пока тот не спешится.
О том, как с точки зрения закона расценивать более сложные ДТП, в том числе, связанные с внезапным выездом велосипеда на зебру, читайте в следующем разделе.
Дтп с участием велосипедиста на зебре – кто виноват, судебная практика
ДТП с участием велосипедиста на пешеходном переходе случаются весьма часто, но универсального ответа – «кто виноват», здесь быть не может. В каждом случае виновность или невиновность водителя автомобиля определяется с учетом конкретных деталей происшествия.
Один из часто встречающихся вариантов – велосипедист, едущий по тротуару или обочине и затем резко выскакивающий на зебру прямо перед машиной, где встречается с капотом автомобиля. В такой ситуации вины водителя, обычно, не усматривается, поскольку, он не имел технической возможности предотвратить наезд на велосипедиста.
Это важно: в случае, если виновным в ДТП на зебре будет признан велосипедист, водитель автомобиля вправе потребовать с него компенсацию за причиненный материальный ущерб
Ответственность водителя за сбитого велосипедиста на пешеходном переходе может наступить в том случае, когда автомобилист сам нарушил ПДД.
Например, подъезжая к зебре, существенно превысил скорость, что стало одной из причин аварии. Или управлял ТС без тормозов.
Или видя, что соседний ряд автомобилей перед приближением к зебре останавливается или замедляет ход, продолжает «давить на гашетку», не видя происходящего на переходе.
В подобных ситуациях сотрудники ГИБДД или суд могут усмотреть причинно-следственную связь с ДТП не только в действиях велосипедиста, выехавшего на зебру, но и в действиях водителя машины.
Зачастую, аварии на зебре с участием велосипедистов оказываются весьма неоднозначными и порождают длительные судебные разбирательства с назначением автотехнических и судебно-медицинских экспертиз, в ходе которых устанавливается, чьи действия и нарушения состоят в причинно-следственной связи с аварией и другие важные детали.
Уважаемые друзья! Наш сайт описывает лишь общие, наиболее типичные варианты развития событий и способы решения юридических проблем. Каждая ситуация индивидуальна и для того, чтобы получить ответы на интересующие вас вопросы, мы советуем задать вопросы дежурному юристу нашего сайта (форма вопроса внизу и в правом нижнем углу сайта)
Источник: https://autopravoved.ru/articles/avtomobil-sbil-velosipedista-na-peshehodnom-perehode-kto-vinovat.html
Дтп с участием велосипедиста ?♂️ и автомобиля, как определить виновника
Движение на дороге включает различные виды транспорта. Велосипедисты также входят в этот круг, поскольку совершают движение непосредственно рядом с остальными участниками. При этом не редко случаются ДТП с велосипедистом, что может потребовать изучить юридическую сторону вопроса.
Управление велосипедом согласно законодательству РФ выполняется без получения соответствующего разрешения. Нет необходимости сдавать на права, но велосипедист выступает полноправным водителем механического средства, движимого физическими усилиями. Кроме того, он полноправный участник дорожного движения.
В результате ДТП, которые случаются достаточно часто, могут пострадать люди. Урегулировать вопросы можно только на основе законодательства.
Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста
Столкновение велосипедиста и автомобиля выступает аварийной ситуацией.
Когда такое происходит, участники обязуются совершить ряд действий, что предусматривается Постановлением Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» в последней редакции от 26.10.2017.
Существует общеустановленный порядок действий:
- Обследовать всех участников на повреждения.
- При необходимости вызвать врачей скорой помощи.
- В тех случаях, когда водитель (являющийся виновником ДТП) пытается скрыться, следует зафиксировать номер авто.
- Вызвать дорожную службу – ГИБДД.
- Запрещается производить какие-либо действия по отношению к транспортному средству или другим предметам, попавший в аварию (наказание за это предусмотрены ст. 12.27 КоАП).
- Попытаться задействовать свидетелей, которые стали очевидцами происшествия.
- Сделать фото места ДТП.
- Зафиксировать повреждения.
- Дождаться сотрудников ГИБДД.
- Сотрудничать в процессе составления протокола.
- Подать претензию о возмещении нанесенного виновником ущерба.
- При необходимости обратиться в суд.
Возникновение аварийной ситуации далеко не редкость, к тому же виновником может быть каждая сторона ДТП с участием велосипедиста. Именно поэтому для участников дорожного движения так необходимо знание юридической стороны вопроса.
Кто виноват
Первым делом, когда случается ДТП, необходимо определить виновника. Особенно при возникновении споров касательно повреждений и нанесенного ущерба.
Виновником может быть по своей невнимательности или пренебрежительному отношению к другим участникам движения, как водитель автомобиля, так и непосредственно велосипедист.
Для того чтобы установить зачинщика аварийной ситуации, нужно знать возможные причины ее возникновения. Разное восприятие дорожного движения может вызвать непредвиденные обстоятельства.
Распространенными причинами следует назвать:
- Неосмотрительный поворот водителя направо.
- Езда велосипедистов по тротуарам.
- Не используются светоотражатели и фонари.
- Переезд велосипедистом пешеходного перехода.
- Непредсказуемые маневры водителя велосипедного транспорта.
- Водители машины не уступают дорогу при пересечении перекрестков.
Могут быть и другие источники, поскольку все предвидеть невозможно. Кроме того, зачастую отдельно выделяют причины ДТП по вине велосипедиста или водителя автомобиля.
На пешеходном переходе
Правилами дорожного движения предусмотрены условия передвижения по пешеходным переходам или зонам. Что касается “зебры”, то Постановление № 1090 пункт 29.8, запрещает его пересечение, находясь непосредственно в движении на велосипеде. Данный пункт вступил в силу от 14.11.2014 г.
ДТП такого рода избежать практически невозможно. Основной причиной выступает нарушение движения непосредственно самим велосипедистом, который пытается в быстром темпе пересечь участок дороги в недозволенном месте.
Зебру он должен пересекать пешим ходом. Если не учитывать исключений, виновником выступает велосипедист.
ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе далеко не редкость, поэтому водитель должен быть хорошо подкован юридически. Быстрое движение в неустановленном месте может повлечь за собой серьезные травмы, не говоря уже о материальном ущербе. Поэтому нужно быть не только внимательным, но и очень осторожным.
При езде по тротуару
ПДД РФ позволяют велосипедисту осуществлять движение непосредственно по тротуару. Однако даже если учитывать, что автомобилю там езда запрещена, довольно распространенным является столкновение при участии этих двух участников.
Плохой обзор при выезде автомобилиста в отдельных участках может спровоцировать аварию.
Чтобы понять, что должен делать велосипедист, который попал в ДТП, необходимо хорошо знать правила движения. Юридический фундамент также будет преимуществом.
Базовые действия, которые следует предпринять:
- обеспечить собственную безопасность, разместившись на удаленном расстоянии от дороги;
- приложить усилия, чтобы задержать других участников происшествия;
- оказать пострадавшим, при необходимости, первую помощь или вызвать скорую;
- сообщить о ДТП в дорожную службу или в страховое агентство, если есть полис;
- привлечь очевидцев в качестве свидетелей;
- подробно описать сотрудникам ГИБДД причину и детали аварии.
В большинстве ситуаций такого рода есть возможность избежать аварии, однако для этого необходимо хорошее знание правил и внимание обоих участников движения в процессе езды на транспортном средстве.
Во дворе
Учитывая габариты машины и велосипеда, авария может случиться даже во дворе.
Ситуация довольно распространенная, особенно в таких случаях:
- выезд авто со двора на проезжую часть в сочетании с плохим обзором;
- выезд на дорогу между домами.
При таких обстоятельствах, виновником юридически будет водитель автомобиля. Но ситуации бывают разными, по факту ДТП во дворе дома возможна обоюдная вина участников или только велосипедиста.
Ведь он также обязан внимательно смотреть во все стороны. Обширный обзор позволяет избежать столкновения, если автомобилист не заметил его движения.
При встречном движении
Комфортное взаимодействие на дороге всех участников определяется не только ПДД, но и разметкой. В Российской Федерации принято двигаться по правой полосе, что обязаны выполнять все, без исключения. Нет значения, какой транспорт используется водителем.
Осуществляя поездку по встречному движению, может возникнуть ДТП авария с велосипедистом на перекрестке. Это происходит, когда последний движется против потока машин.
Данное нарушение может спровоцировать аварию, нередко случаются печальные исходы. Виновником будет, скорее всего, признан велосипедист.
Избежать, происшествие и неприятностей можно только при условии соблюдения ПДД РФ, а также внимательности всех участников движения. Последнего добиться крайне сложно, поэтому аварии практически неизбежны.
На остановке общественного транспорта
Еще одна достаточно распространенная ситуация, когда происходят аварийные происшествия, где замешаны владелец авто и велосипеда. Остановка не выступает в качестве места передвижения любого из транспортных средств.
При этом иногда невозможно избежать ДТП с припаркованным автомобилем.
Не следует забывать и об общественном транспорте, поскольку эксплуатация остановок им необходима. Совершая посадку/высадку пассажиров, водитель останавливается на отведенном для этого месте.
Возвращение автобуса/троллейбуса в дорожный ряд может стать для велосипедиста проблемой. Это тот случай, когда в ДТП могут участвовать три стороны, от которых зависит исход ситуации.
Ответственность сторон при аварии
Дорожное движение также выступает правовым полем, которое может быть затронуто в результате возникновения непредвиденных обстоятельств.
ДТП не являются большой редкостью, что требует регулировки взаимоотношений для устранения конфликтов, материального и нематериального ущерба. Травматизм также нельзя списывать со счетов.
Чтобы разрешить конфликт между участниками аварии, нужно хорошо понимать, какую ответственность можно понести за нарушения.
Они совершаются:
- водителем;
- велосипедистом;
- пешеходом.
При этом все стороны могут быть наказаны, если стали инициаторами происшествия. Для каждой из сторон есть свои условия, чтобы ответить за нарушение установленных правил, а также за нанесение увечий и материального ущерба. Таким образом, следует рассмотреть варианты с юридической точки зрения.
Водителя
Когда происходит ДТП, где водитель сбил велосипедиста, предусмотрено несколько вариантов ответственности. Они непосредственно зависят от степени тяжести последствий.
Незначительное происшествие может обойтись простым штрафом или возмещением за травмы и ущерб. Когда авария становится причиной смерти людей, в дело вступает Уголовный кодекс РФ. Предусмотрена криминальная ответственность, наказание за ДТП со смертельным исходом, влечет за собой уголовный срок.
Велосипедист, который не получил травм, может просить лишь о выплате компенсации на ремонт. Однако для ее выполнения требуется участие еще одной стороны. Обязательным условием будет наличие протокола, составленного сотрудниками ГИБДД.
Велосипедиста
В ПДД четко прописано, что велосипед выступает полноценным транспортным средством. Законодательство РФ, в частности КоАП, не предусматривает наказания для владельцев этого ТС. Кодекс учитывает для этого объем двигателя и максимальную скорость, где нет параметров под велосипед.
Виновник в лице велосипедиста может понести ответственность согласно ГК РФ. Довольно распространены ситуации, когда велосипедист скрылся с места ДТП. Определить его личность или опознать по ТС практически невозможно. У него отсутствуют права или номер, как у автомобиля.
Зафиксировать происшествие может только сотрудник ГИБДД. Если протокола с мультимедийным (видео) сопровождением места аварии не будет, взыскать с виновника возмещение ущерба невозможно, нужны доказательства. А повреждение авто придется устранять собственными силами.
Пешехода
Участие в аварийной ситуации этой категории дорожного движения также может спровоцировать ДТП. Велосипедисты нередко сталкиваются с пешеходами. Так же, как и в случае с автовладельцами, обе стороны способны стать зачинщиками. В данной ситуации предусмотрена ответственность.
Регулирование взаимоотношений участников ложится на Гражданский и Административный кодексы. При условии нанесения ущерба, виновник будет вынужден его возместить в соответствии с решением суда. Должны учитываться все обстоятельства и привлекаться свидетели и разного рода доказательства.
Возмещение ущерба
Каждый участник ДТП может получить травмы, материальный и моральный ущерб. При условии мирного соглашения можно избежать ненужных разбирательств, которые могут дойти до суда.
Осуществление процедуры возмещения выступает привычной юридической практикой. Основанием для этого выступает постановление ГИБДД, а также представленные доказательства.
Аварии на велосипедах могут быть причиной судебного разбирательства, выяснения отношений со страховой фирмой или с юридическим лицом, которое предоставляет услуги по урегулированию спора.
Подготовиться к успешному завершению можно при условии знания всех событий нарушения, при которых привлекается та или иная сторона. Правовая сфера выделяет отдельно возмещение вреда виновником и страховой компанией.
Виновником
Порядок выполнения возмещения возможен при условии определения виновника, что фиксируется в протоколе по делу.
В их качестве могут быть в равной степени:
- Водитель транспортного средства.
- Велосипедист.
Не каждый владелец может иметь страховку на момент ДТП. Поэтому велосипедист имеет право потребовать возмещения в судебном порядке. А также до суда дойдет дело, в случае отказа страховой выплачивать средства за повреждения (ТС или телесные). Возможен отказ из-за величины ущерба моральной компенсации, тогда пострадавшее лицо может обратиться к суду.
В случае с велосипедистом ситуация гораздо сложнее. Он не обязан страховать велосипед, что исключает возможность компенсации ущерба при помощи СК.
Однако регулирует этот вопрос Гражданский кодекс. Ответственность может наступить согласно ст. 1064, которая предусматривает компенсацию. В силу сложностей обстоятельств дело может дойти до суда.
Страховой компанией
Когда виновником является автомобилист, он может воспользоваться полисом ОСАГО. В таком случае страховая компания может покрыть нанесенный вред. Для этого потребуется собрать соответствующий пакет документов. Соблюдение требований поможет осуществить операцию должным образом в отведенные сроки.
Для получения компенсации велосипедисту потребуется самолично обратиться к страховщику.
Для этого нужны следующие документы:
- протокол с места происшествия, составленного сотрудниками ГИБДД;
- постановление о ДТП;
- извещение;
- документ, подтверждающий личность;
- номер счета в банке.
Отказ дает право на обращения с прошением в судебный орган. Такой ущерб будет возмещаться согласно ГК РФ.
Профилактика ДТП с велосипедистами в России
В пределах государства регулярно проводятся профилактические работы с велосипедистами. Это необходимая мера для предотвращения аварийных ситуаций. В большинстве случаев в роли водителей велосипедного транспорта выступают дети, достигшие 14 лет (ПДД РФ).
Источник: https://avt-yurist.ru/dtp/dtp-uchastiem-velosipedista.html
Дтп с велосипедистом
Скорость велосипедиста превышает скорость пешехода, что увеличивает вероятность столкновения с ним авто транспорта. Как участник дорожного движения, велосипедист имеет ряд прав и обязанностей. Его движение ограничивается определенными запретами.
При возникновении ДТП, когда автомобилист совершил наезд на велосипедиста, ответственность не обязательно ляжет на него.
Для обеспечения собственной юридической безопасности, необходимо знать о том, что будет, если сбил велосипедиста на пешеходном переходе, кто виноват и что делать?
Статистика ДТП с велосипедистами в 2019 году
Госавтоинспекция опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий в России за период с начала 2019 года по апрель.
С участием велосипедистов произошло 555 ДТП. Эта же категория происшествий дала самый большой прирост – плюс 39.4% по сравнению с прошлогодними показателями.
Дтп с велосипедистом на пешеходном переходе
ДТП и его правовые последствия
В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие при движении ТС, при котором произошли:
- гибель или травмирование людей;
- повреждение транспортных средств, сооружения, грузы;
- причинен иной материальный ущерб.
Дорожное происшествие влечет следующие правовые последствия:
- привлечение его участников к административной ответственности в виде штрафа;
- назначение уголовного наказания в виде лишения свободы;
- обязанность виновного возместить вред здоровью или имуществу, моральный вред.
Административное и уголовное наказание могут дополняться лишением права управлять транспортным средством. Также вина может быть взаимной.
ПДД для велосипедиста
Велосипедист — полноправный участник дорожного движения, на которого распространяются ограничения, запреты и предписания, установленные Правилами при движении по общественным дорогам.
Если автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе вопрос кто виноват, не имеет очевидного ответа.
Велосипедист — это тот, кто управляет велосипедом. Тот, кто ведет велосипед рядом с собой — пешеход. На дороге их права и обязанности различаются.
Велосипед, с точки зрения Правил, — транспортное средство, которое должно быть исправным и безопасным.
На дорогах общего пользования велосипедисты обязаны соблюдать следующие требования и запреты Правил:
- не управлять велосипедом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- дети могут выезжать на общественные дороги только после 14 лет;
- передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части, при движении по тротуару не создавать помех пешеходам;
- на перекрестке подавать сигналы поворота световыми указателями, а при отсутствии — рукой;
- В Правилах есть понятие «велосипедная зона», при движении в ее пределах водитель велосипеда пользуется преимуществом перед автомобилистом;
- при подъезде к переходу байкер обязан снизить скорость, а перед переходом остановиться и пропустить пешеходов;
- при движении в темное время суток включать фары или фонари,;
- запрещается левый поворот или разворот на дороге с двумя и более полосами;
- запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.
Последнее требование означает, что проезжую часть велосипедист может пересечь только в качестве пешехода, ведущего велосипед рядом с собой.
Нарушение последнего требования особенно опасно. Велосипедист может развивать скорость порядка 40км/час. Водитель автомобиля, который сам движется в транспортном средстве, не успеет отреагировать на внезапный выезд велосипеда. При этом, водитель авто не будет виноват в ДТП, так как на пешеходном переходе он обязан пропускать пешеходов.
Если действия автомобилиста в такой ситуации признают правильными, то он избегнет наказания в виде штрафа за нарушение ПДД. Но если велосипедисту будет причинен вред здоровью, суд взыщет с владельца автомобиля компенсацию, хотя бы частичную.
По правилам Гражданского кодекса РФ, владелец автомобиля обязан возместить вред даже при отсутствии вины, так как автомобиль – этот источник повышенной опасности.
Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, велосипедист сам может сбить пешехода и создать помехи движению.
При нарушение любого из выше перечисленных требований вина за ДТП лежит на водителе велосипеда или будет взаимной, если автомобилист тоже допустит нарушение.
Если ДТП совершил ребенок до 14 лет, к ответственности будут привлечены его родители, так как допустили выезд на общественную дорогу. Правда, отвечать они будут не за ДТП, а за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.
Участник ДТП не должен покидать место происшествия до приезда должностных лиц ГИБДД. Последствия ДТП не всегда очевидны. Ухудшение здоровья может наступить через несколько дней. Размер вреда будет установлен экспертизой или оценкой через несколько месяцев. Для защиты своих прав важно участвовать во всех процессуальных действиях.
Несмотря на то, что в стране действуют нормы о европейском протоколе, условия обязательного страхования: ОСАГО, КАСКО требуют обязательного вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.
Велосипедист врезался в автомобиль
Последствия будут зависеть от места столкновения:
- проезжая часть;
- дворовая территория;
- велосипедная зона.
Столкновение велосипеда с автомобилем на проезжей части свидетельствует о том, что водитель совершенно не контролировал ситуацию на дороге.
Столкновение в попутном направлении движения произойдет в ситуации, когда впереди идущий автомобиль начал сбрасывать скорость для совершения маневра или пропуска пешеходов на переходе.
Велосипедист был обязан сохранять дистанцию и также замедлить движение.
На полосе движения велосипедист обязан занять крайнее правое положение. Если автомобиль нагнал его и сбил в центре полосы, то нарушение будет со стороны обоих участников.
Если столкновение происходит во встречном направлении, то велосипедист не имеет права двигаться по встречной полосе.
Кроме того, на проезжей части автомобиль имеет преимущество перед велосипедом и последний обязан не создавать помехи движению.
Если велосипед въехал в припаркованный автомобиль, то возникает вопрос о том, не была ли его скорость слишком высока для безопасного маневра. В отношении автомобилиста будет выясняться не нарушил ли он правила парковки и не создавал ли автомобиль помехи движению.
Велосипедисты имеют преимущество в велосипедных зонах, что не освобождает их от обязанности не создавать помех другим участникам движения.
Ответственность за наезд на велосипедиста
Если автомобилист совершил наезд на велосипедиста, то он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа при наличии вины. Размер штрафа в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. Наезд причинил потерпевшему:
- легкий вред здоровью: штраф от 2 500 до 5 000 руб. или лишение прав на 12 — 18 месяцев;
- вред здоровью средней тяжести: 10 000 – 25 000 руб. или лишение прав на 18 — 24 месяцев.
Если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, смерть, стойкая утрата трудоспособности либо потерпевшая – беременная женщина, утратившая ребенка в результате ДТП, в этих случаях возбуждается уголовное дело.
Уголовная ответственность за преступления, связанные с управлением автомобилем, предусмотренными ст. 264, Уголовного кодекса РФ и могут повлечь наказание до 9 лет лишения свободы с лишением права управлять ТС.
Степень утраты здоровья и трудоспособности определяет специальная медицинская экспертная комиссия по результатам лечения потерпевшего. В момент ДТП об этих обстоятельствах ничего не известно. Сама процедура привлечения к ответственности виновника возбуждается после окончания лечения потерпевшего.
Вина велосипедиста является основанием для смягчения наказания водителю авто.
Административное наказание назначается постановлением должностного лица Госавтоинспекции. При несогласии привлекаемый к ответственности может обжаловать его в суд. Привлечение к уголовной ответственности производиться только через суд.
После определения вины и меры ответственности обоих участников ДТП рассматривается вопрос о выплате и размерах компенсации причиненного вреда. Стороны могут договориться об этом полюбовно, составив, при необходимости, письменные соглашения или расписки. При не достижении согласия можно также обратиться в суд, в гражданском порядке.
Судебная практика: Дтп с велосипедистом
В Зеленограде весной этого года произошло столкновение между легковым автомобилем и водителем велосипеда на пешеходном переходе. По показаниям свидетелей последний при пересечении проезжей части не спешился, что является правонарушением.
По решению суда велосипедист признан виновным и обязанным оплатить ремонт поврежденного автомобиля.
При наличии вины пострадавшего в ДТП, суды отказывают во взыскании компенсации морального вреда с причинителя вреда.
При выезде из двора и пересечении тротуара водитель автомобиля сбил нетрезвого велосипедиста, причинив ему вред здоровью средней тяжести. Автомобилиста признали виновным в ДТП и обязали возместить вред здоровью, так как на тротуаре он был обязан пропустить велосипедиста, а состояние алкогольного опьянения последнего не мешало движению автомобиля.
Источник: https://lawyergroups.ru/articles/dtp-s-velosipedistom/