Операционный лизинг в 2020 — что это, отличия от финансового

В зависимости от того, какой тип лизинга выбирает клиент, строится схема налогообложения операции, ставится на баланс имущество и рассчитывается стоимость услуги. Различные виды лизинга сегодня очень отличаются как ставками, так и нюансами налогообложения и графиком погашения задолженности.

Оперативный (еще его называют операционный) тип лизинга автомобиля или оборудования стоит ближе всего к классической аренде, может оформляться даже без участия лизинговой компании даже между физическими лицами, чаще всего используется в разовых проектах, например, в строительстве здания или сооружения.

Особенности

Основным отличием операционного лизинга от, например, финансового, является срок договора.

Если финансовый лизинг предполагает срок от полугода и до 5 лет (иногда даже больше), то срок сделки операционного лизинга не может быть выше, чем период нормативно эксплуатации имущества, а в итоге лизинговая компания не покрывает стоимость предмета сделки. Ежемесячные платежи по такому типу аренды всегда выше, поскольку лизинговая компания рискует дополнительно.

Операционный лизинг в 2020 - что это, отличия от финансового

Лизингодатель несет полнейшую ответственность за техническое состояние объекта, он же занимается страхованием имущества, в отличие от других типов лизинга, где это входит в обязанность арендополучателя. Соответственно, на плечи арендодателя ложатся абсолютно все риски.

Наиболее характерными особенностями оперативного типа аренды являются:

  • ставка по платежам всегда выше, чем в случае других типов аренды;
  • договор всегда заключается на короткий или средний срок, который не может быть выше периода экономической службы имущества;
  • чаще всего к такому виду лизинга прибегают при реализации разовых мероприятий, преимущественно в строительстве.

Средний срок операционного лизинга 2–3 года, за это время оборудование не изнашивается, арендатор имеет право расторгнуть сделку в любое время.

Отсюда и более высокая ставка по договору – лизингодатель не имеет гарантии окупаемости собственных расходов, обязательно закладывает в платежи коммерческие риски.

Объектом операционного лизинга обычно является наиболее востребованные типы авто, самолеты и оборудования.

Еще одной особенностью является предварительная закупка имущества не под конкретного заказчика. Обычно это сопровождается предварительным анализом рынка, имущество сразу же страхуется, подыскиваются сервисные центры по обслуживанию и ремонтные мастерские.

Отличия от других видов лизинга

Чем отличается «классический» финансовый лизинг от операционного, какие есть различия? Основные отличия операционного типа аренды от финансового состоят в том, что первый заключается на более короткий срок и всегда обязывает лизингополучателя вернуть по истечении срока сделки имущество владельцу (лизинговой компании).

Операционный лизинг в 2020 - что это, отличия от финансового

Только если в договоре заранее была прописана возможность арендатора выкупить оборудование, то он имеет право это сделать, но по рыночной цене. А поскольку предугадать, какой будет рыночная цена объекта через несколько лет, сложно, то данное условие в договоре прописывается редко.

Кроме того, есть такие отличия:

  • имущество остается на балансе арендодателя, однако всегда указывается, что оно передано по договору лизинга, зачисляется на специальный внебалансовый счет клиента с обязательной отметкой о том, что клиент пользуется им по договору лизинга;
  • в случае повреждения или полной утраты объекта сделки все расходы берет на себя лизинговая компания, а в случае финансового лизинга – лизингополучатель;
  • расходы на содержание объекта в обоих случаях могут быть обязанностью арендополучателя, но при оперативном лизинге могут оставаться обязанностью лизинговой компании.

Во всех случаях предметом лизинговой сделки может являться такое имущество:

  • оборудование для всевозможных отраслей промышленности;
  • автомобили с пробегом и новые;
  • специальный транспорт – пассажирский, коммерческий, грузовой;
  • спецтехника.

Преимущества операционной аренды

В ряде случаев заключение сделки оперативного лизинга может быть невыгодно ни клиенту, ни арендодателям.

Чаще всего не прибегают к нему в том случае, если в качестве имущества выступает сложное оборудование, которое нуждается в постоянном и дорогостоящем обслуживании, регулярном монтаже и замене комплектующих.

В этом случае лизинговая компания будет нести существенные убытки, связанные с обслуживанием предмета сделки, а для клиента платежи окажутся слишком большими.

Операционный лизинг в 2020 - что это, отличия от финансового

К преимуществам операционного лизинга можно отнести следующие особенности:

  • Оптимизация налоговых взносов. Лизингополучатель может учитывать в расходах платежи лизинговой компании, сокращать тем самым налогооблагаемую базу, а также возмещать НДС по уже сделанным платежам.
  • Операционный лизинг, как и другие, позволяет получить оборудование или машины очень быстро, регистрация является обязанностью арендодателя, как и дальнейшее обслуживание и страхование.
  • Все финансовые риски ложатся на плечи арендодателя, в результате чего клиент становится защищенным от непредвиденных трат.
  • По сути, при заключении договора операционного лизинга арендатор получает возможность заплатить только за пользование имуществом. Когда закончится договор, автомобиль будет возвращен собственнику, а сумма всех платежей по лизингу уменьшается на остаточную стоимость имущества.

Подводим итоги: аренда абсолютно любого типа имущества с заключением сделки операционного лизинга позволяет клиенту на ограниченный срок взять в пользование самое распространённое востребованное имущество (хотя ведущие игроки на рынке лизинга предлагают оборудование даже для отрасли сельского хозяйства и ж-д под ноль процентов, в частности, в Москве) без необходимости выкупать его по окончании договора.

Операционный лизинг удобнее, прежде всего, арендатору, поскольку позволяет быстро обновлять ОС, не тратиться на сервисное обслуживание и замену, хотя и выплачивать при этом более высокие лизинговые платежи.

Источник: https://creditnyi.ru/lising/operacionnyi-lising-610/

Оперативный лизинг

Оперативный или операционный лизинг – инструмент финансирования, открывающий большие возможности для развития вашего бизнеса.

Схема лизингового обслуживания позволяет приобрести на определенный срок транспорт или спецтехнику без использования оборотных средств предприятия.

По истечении срока действия договора предмет лизинга возвращается лизинговой компании, либо может быть выкуплен по остаточной стоимости, составляющей порядка 30-40% от первоначальной.

Чем оперативный лизинг отличается от финансового:

  • срок действия договора, как правило, меньше срока полной амортизации передаваемого в лизинг имущества;
  • предмет лизинга может передаваться нескольким арендаторам на протяжении срока эксплуатации, б/у техника предоставляется на более выгодных условиях;
  • у владельца бизнеса остается возможность относить лизинговые платежи на затраты предприятия, сокращая налогооблагаемую базу, но данные сделки не позволяют экономить за счет применения коэффициента ускоренной амортизации.

В настоящее время наибольшее развитие получил операционный лизинг легкового, грузового и пассажирского автотранспорта – эти активы относятся к числу хорошо прогнозируемых с точки зрения динамики стоимости и обладают высокой ликвидностью на вторичном автомобильном рынке. В то же время коммерческие риски лизингодателей, связанные с поиском арендаторов на весь объем объектов лизинга, ростом затрат на ремонт авто или техники в случае ее выхода из строя и убытками при досрочном расторжении договора, сегодня по-прежнему остаются высокими. Все эти факторы наряду с расширенной сферой ответственности лизингодателя влияют на стоимость услуг — оперативный лизинг дороже финансового.

Благодаря программам оперативного лизинга вы можете:

  • быстро пополнить автопарк предприятия новым или б/у автомобилями на период максимальной загрузки мощностей;
  • сохранить объемы оборотного капитала предприятия или использовать высвобожденные средства для оформления кредита на развитие бизнеса.

Оперативный лизинг автотранспорта

Программы оперативного лизинга автомобилей чаще всего ориентированы на компании, желающие в короткий срок решить проблему приобретения служебных легковых машин без масштабных инвестиций в формирование собственного автопарка и обслуживающих его подразделений. Владелец бизнеса сможет сосредоточиться на профильных его направлениях, в то время как лизинговая компания выступит оператором всех процедур и процессов в рамках подготовки и дальнейшей реализации сделки.

Пример использования оперативного лизинга: Для представительств иностранных компаний в России оперативный лизинг «под ключ» является более рентабельным решением по сравнению с затратами на приобретение и обслуживание собственного автопарка, прохождение ТО и подбор персонала. В данном случае лизинговая компания предоставляет парк автомобилей с водителями и полностью отвечает за его сервисное обслуживание, а единственная нагрузка, которая ложится на компанию-клиента – это ежемесячные лизинговые платежи.

Оперативный лизинг спецтехники

Удобен для компаний, чья деятельность связана с жилым или дорожным строительством. В данном случае оперативный лизинг позволяет расширить парк специальной техники на период усиленной загрузки, не подвергая риску оборотные средства компании.

Пример использования оперативного лизинга: Если компания прогнозирует нехватку техники на определенном этапе строительства, удобным решением этой проблемы будет оперативный лизинг.

Лизинговые программы рассчитаны не только на длительные сроки.

Их можно использовать как инструмент для расширения или обновления парка техники в течение срока, на который намечено выполнение цикла работ или поступивших заказов.

Решение о том, насколько целесообразно использовать именно операционный лизинг принимается с учетом деловой репутации, возможностей и финансовых показателей компании.

Источник: https://sl24leasing.ru/benefits/operativnyj-lizing/

Операционный и финансовый лизинг – Операционный лизинг — определение, отличия от финансового лизинга и аренды

Предприниматель, который решил воспользоваться услугой лизинга, обязательно столкнется с  выбором: каким видом данной услуги воспользоваться. Предоставляется лизинг в двух формах: финансовый и операционный (также его называют оперативным). Разница между этими формами услуги заключается в длительности лизингового соглашения и условиях, на которых передается объект лизинговой сделки. 

Чтобы не ошибиться и выбрать форму, лучше всего подходящую в конкретной ситуации, необходимо различать виды лизинга и четко понимать их особенности. 

Финансовый лизинг

Что такое финансовый лизинг? Предлагаем подробный обзор данного вида финансирования с разбором условий, анализом плюсов и минусов.

Финансовый лизинг — способ финансирования, при котором одна сторона (лизингодатель) обязуется выкупить конкретное имущество у продавца и передать его во временное долгосрочное пользование другой стороне сделки (лизингополучателю).

При этом получатель предмета лизинга обязуется вносить регулярные платежи в течение всего срока действия договора, по сути, выплачивая его полную стоимость. По завершению срока лизингового договора лизингополучатель выкупает имущество в собственность.

Характерные особенности финансового лизинга

  • Лизинговая компания выкупает имущество не для собственного пользования, а для того, чтобы передать его в долгосрочную аренду клиенту.
  • Для приобретения предмета лизинга лизингодатель может использовать свои собственные или привлеченные средства.
  • Выбирать продавца оборудования, транспортных средств и других предметов лизинга может лизингополучатель — исходя из своего бюджета и специфики бизнеса.
  • Продавца/ Поставщика уведомляют о том, что его товар приобретают на условиях лизинга, поэтому выкупленное имущество поставляется напрямую лизингополучателю, а не лизинговой компании.
  • В случае, когда с эксплуатацией лизингового оборудования возникают проблемы, лизингополучатель должен предъявлять претензии продавцу/ поставщику.
  • Лизингополучатель несет ответственность за лизинговое имущество, поэтому он должен обеспечить безопасные условия его эксплуатации и застраховать.

Договор лизинга

Условия сотрудничества сторон регулируются договором лизинга. Стороны лизинговой сделки:

  • Продавец/ Поставщик имущества.
  • Покупатель — лизинговая компания.
  • Пользователь — лизингополучатель.
  • Страхователь — страховая компания.

В договоре указываются реквизиты всех сторон сделки, их права и обязанности, условия поставки имущества, размер регулярных лизинговых платежей, график погашения.

Каждая сторона сделки преследует свои цели: продавец хочет продать свой товар; лизингодатель — заработать процент на финансовой аренде; лизингополучатель — приобрести оборудование без кредитов и поручителей, обновить средства производства без больших затрат.

Что может стать предметом финансового лизинга

  • Здания, производственные цеха, коммерческие, складские и офисные помещения;
  • Производственные линии и оборудование, техника, станки;
  • Предприятия;
  • Транспортные средства, специализированная техника.

Предметом финансовой аренды может стать любое непотребляемое имущество, кроме земли, природных ресурсов.

Читайте также:  Предрейсовый медосмотр водителей в 2020 - образец договора, цена, порядок прохождения

Плюсы финансового лизинга

  • Первоначальный взнос минимален. Размер авансового платежа может быть от 10, а на некоторые предметы лизинга и и 5 процентов.
  • Требования к финансовому состоянию лизингополучателя не столь высоки, как в случае с банковским кредитованием. Приобрести имущество в лизинг может даже компания, которая существует на рынке всего 3 месяца (по таким условиям работают не все лизинговые организации).
  • Лизингополучатель может распределить нагрузку на бюджет равномерно на весь срок сделки. Размер лизинговых платежей можно корректировать путем изменения срока договора суммы аванса или выкупного платежа.
  • Покупка имущества через финансовый лизинг часто предполагает скидки и дополнительные бонусы для лизингополучателя.
  • Налоговые преимущества и амортизационные льготы.
  • Регулярные лизинговые платежи учитываются в расходах (себестоимости), поэтому налогооблагаемая база прибыли уменьшается.
  • Возврат налога на добавленную стоимость на предмет лизинга до 20%.

Ключевое преимущество финансового лизинга — возможность быстро и на выгодных условиях приобрести необходимые для бизнеса основные средства, обновить и расширить производственную базу. Особый плюс – длительный срок сделки до 10 лет, после которого лизинговое имущество переходит в собственность лизингополучателя. 

Заполните форму онлайн, и мы подберём выгодную и подходящую по условиям программу лизинга

Заявка на лизинг

Аренда или покупка

Принципиальное различие между разными формами лизинга в том, что операционный лизинг больше напоминает долгосрочную аренду. Объект соглашения передается в пользование за ежемесячную плату, а по итогам соглашения может и не выкупаться, а возвращаться лизингодателю. После этого объект может быть снова передан в лизинг другим клиентам.

Финансовый лизинг — это скорее приобретение в рассрочку. Объект лизинга, транспорт или оборудование, после окончания действия соглашения и оплаты разницы между стоимостью и суммой лизинговых платежей, обязательно переходит в собственность клиента. Если сопоставлять стоимость, то операционный лизинг всегда обходится значительно дороже.

Сроки и амортизация

Рынок, на котором больше всего распространен операционный лизинг — рынок автомобильной техники. Причиной этому предсказуемость изменения стоимости актива на авторынке со временем.

Список автомобилей, доступных для лизинга, на сегодняшний день включает в себя почти все марки и модели, представленные на отечественном рынке.

С недавних пор лизинговые компании заметно расширили предложение, так как данной услугой теперь могут воспользоваться и физические лица.

Несмотря на распространённость этой услуги, объемы финансового лизинга несравнимо больше, ведь большая часть клиентов лизинговых компаний предпочитает выкупать объект лизинга в собственность. Еще одним значительным аргументом при выборе формы лизинга служит возможность оптимизировать налоговую нагрузку для бизнеса.

Соглашение финансового лизинга заключается на срок, соответствующий сроку амортизации. Для операционного лизинга соглашение длится меньше срока амортизации техники, которая в дальнейшем будет использоваться новыми клиентами лизинговой компании.

Операционный лизинг без всяких хлопот

В данный момент операционный лизинг не столь распространен в России. Для развития данной услуги на рынке страны должны быть соблюдены определенные условия. Основным из них является развитый рынок разнообразных типов вторичного имущества. Его наличие позволяет лизингодателю адекватно рассчитывать стоимость предоставляемой и возвращаемой техники, взвешивать свои риски.

По стоимости операционный лизинг также в разы превосходит финансовый. Причиной этому служит необходимость организации целого ряда услуг и сервисов по обслуживанию техники, которые предоставляет клиентам лизинговая компания.

Клиент же избавлен от выполнения таких задач как текущий ремонт и сезонное обслуживание автотранспорта, прохождение технического осмотра и т.д.

Такие условия выгодны некрупным фирмам, которым необходим автопарк, но не имеющим возможности поддерживать все эти сложные бизнес-процессы.

Неразвитость рынка, сложность организации процессов и высокая стоимость приводят к тому, что лишь немногие лизинговые компании предлагают услуги операционного лизинга.

Финансовый лизинг как альтернатива кредиту

Основная доля клиентов лизинговых организаций — это небольшие фирмы, которые не имеют возможности выводить из оборота крупные суммы на покупку техники, и при этом по разным причинам не могут взять кредит на эти цели в банке.

Так, например, банк выставляет малому и среднему бизнесу строгие требования при выдаче кредита, лизинговые же компании нет.

Таким образом, пользуясь лизингом, клиент хоть и переплачивает, получает возможность обновления и расширения базы основных средств без необходимости вывода из оборота значительных сумм.

www.all-leasing.ru

Финансовый и операционный лизинг

На рынке лизинговых услуг можно выделить два основных вида лизинга: финансовый и операционный (оперативный). Под финансовым лизингом понимают аренду имущества с последующим выкупом.

Операционный лизинг, напротив, не предполагает выкуп имущества в конце договора лизинга.

При этом лизингополучатель избегает рисков по использованию оборудования, так как объект лизинговой сделки остается в собственности лизингодателя.

Операционный лизинг характеризуется тем, что срок договора лизинга существенно короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества.

Поэтому лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз, и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него.

В связи с этим при всех прочих равных условиях размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге гораздо выше, чем в финансовом лизинге.

Финансовый лизинг представляет собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность с последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки.

Основные признаки, характеризующие финансовый лизинг:

  • появление нового субъекта отношений – продавца имущества;
  • лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а специально для передачи его в лизинг;
  • право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю;
  • продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг;
  • имущество непосредственно поставляется пользователю и принимается им в эксплуатацию; претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефектов в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества; риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю после подписания акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.

Источник: https://howtohostel.ru/operacionnyj-i-finansovyj-lizing-operacionnyj-lizing-opredelenie-otlichiya-ot-finansovogo-lizinga-i-arendy/

Оперативный лизинг: особенности услуги, отличия от финансового лизинга

От того, какой вид Лизинга вы выберете, зависят ключевые характеристики сделки (начиная от стоимости услуги и заканчивая нюансами налогообложения операции).

В этой статье мы рассмотрим особенности оперативного лизинга, его преимущества и недостатки, а чтобы вам было проще ориентироваться в видовой разнице этой услуги, мы подготовили сравнительную таблицу финансового и оперативного лизинга.

Что такое оперативный лизинг: его использование во внешней торговле, предмет лизинга

Экономическая суть Оперативного лизинга очень близка к классической аренде. Он предусматривает передачу права пользования Предметом лизинга хозяином имущества (Лизингодателем) арендатору (Лизингополучателю).

Срок такой передачи меньше срока полной амортизации имущества, с обязательным возвратом его собственнику после того, как время действия Договора лизинга окончится.

Характерные особенности:

  • Сделка кратко- или среднесрочная (не больше экономического срока службы имущества)
  • Часто применяется во время реализации разовых проектов: например, строительство.
  • Ставка для расчёта лизинговых платежей выше, чем при финансовом.

Соотнесение Оперативного лизинга делением по другим признакам:

  • Прямой лизинг. Сделка двусторонняя: хозяин (собственник) имущества самостоятельно сдаёт оборудование/технику в лизинг.
  • С неполной окупаемостью (частичной выплатой): по окончании срока действия Лизингового договора значительная часть стоимости имущества не амортизирована.
  • Полный: Договор включает набор дополнительных услуг. Например, аренда авто представительского класса с включенным сервисным обслуживанием, информационной поддержкой в дороге, эвакуатором и т.д.

После окончания срока действия Договора, у Лизингополучателя есть преимущественное право:

  • выкупить имущество по фактической остаточной стоимости;
  • продлить аренду с пересмотренными условиями;
  • просто вернуть Лизингодателю.

Участники Оперативного (операционного) лизинга:

  1. Лизингополучатель — предприятие, пользующееся лизинговым имуществом.
  2. Лизингодатель — Банк или специализированная компания, передающая на время в пользование Лизингополучателю недвижимость/оборудование/технику/транспорт. Собственник имущества.
  3. Продавец (он часто отсутствует в этом виде сделок) — изготовитель или поставщик, реализующий имущество.

Предметом Оперативного лизинга может быть очень разное имущество:

  • оборудование: торговое, производственное;
  • техника: сельскохозяйственная, погрузочная;
  • автотранспорт: легковой, грузовой;
  • недвижимость: цех, офис, торговые площади.

Но общие характеристики у них всё же есть, и обусловлены эти признаки сутью операции и интересами Лизингодателя:

  1. Типичность направлений применения Лизингового имущества.Оборудование/техника/транспорт должны быть интересны как можно более широкому кругу потенциальных Лизингополучателей, потому как за время срока эксплуатации предполагается неоднократная передача имущества в пользование разным предприятиям.

    Таким образом, нужно понимать, что узкоспециальное оборудование для производства уникальной продукции, аналога которой на территории Российской федерации нет (либо расположен конкурент на другом конце страны, и теоретическая доставка к нему Предмета лизинга обойдётся дороже цены нового) в Оперативный лизинг взять не получится. В такой ситуации Вам будет доступен только Финансовый.

  2. Максимально длительный срок эксплуатации Предмета лизинга и его незначительная подверженность ускоренному износу.Выбирая между станками с похожими характеристиками, но разных заводов-изготовителей (всемирно известный немецкий производитель и молодая китайская компания), Лизингодатель предпочтёт иметь дело с зарекомендовавшим себя «зубром станкостроения» — его продукция гарантировано прослужит весь срок по техническому паспорту с минимальным риском безвозвратной порчи. Да и найти на него нового арендатора будет гораздо проще…

Оперативный лизинг — это не покупка имущества, а временное пользование.

Договор оперативного лизинга: на что обратить особое внимание

Риски Лизингополучателя в Оперативном лизинге сравнительно невелики — Вы не выкупаете имущество, а только временно им пользуетесь.

Но есть ряд условий, могущих превратить сделку в невыгодную:

  1. Стоимость услуг и сервисов, включённых в Лизинговые платежи. Настаивать на ряде из них Лизингодатель имеет объективные причины: так, ежегодный технический осмотр и ремонт техники поможет сохранить её исправной и сдать в аренду следующей компании.Другие же могут быть излишни: например, информационная поддержка в зарубежных поездках (особенно — если транспорт планируется использовать только на территории РФ).
  2. Порядок завершения отношений. Характерная особенность Оперативного Лизинга — возврат Предмета лизинга в распоряжение хозяина. Поэтому обратите особое внимание на чёткое обозначение сроков возврата и конкретику в описании очерёдности выполняемых для этого действий.
  3. Наличие права Лизингополучателя расторгнуть договор, если имущество окажется непригодным к использованию.

Предмет лизинга — наиболее популярное движимое или недвижимое имущество.

Отличия между Финансовым и Оперативным лизингами

ХарактеристикаФинансовый лизингОперативный лизинг
Аналоги операции
  • Долгосрочный кредит на покупку основных средств
  • Покупка техники/оборудования в рассрочку
Долгосрочная аренда
Длительность операции Средне- и долгосрочная операция, приближается к сроку службы имущества Не более 75% срока эксплуатации Предмета лизинга
Налогообложение и бухучёт
  • Предмет Лизинга числится на балансе Лизингополучателя
  • Амортизация учитывается в отчётности Лизингополучателя
  • Платежи по лизингу учитываются на Финансовых расходах (как погашение кредита с процентами)
  • Предмет Лизинга числится на балансе Лизингодателя
  • Платежи по лизингу учитываются на прочие расходы (как оплата услуг сторонних организаций)
Экономическая собственность на Предмет Лизинга Лизингополучатель Лизингодатель
Возможность Лизингополучателя досрочно выкупить имущество Есть Обычно отсутствует
Общая сумма лизинговых платежей, заложенная в начале лизингового периода Приблизительно равная рыночной стоимости имущества Не более 90% рыночной стоимости имущества на момент заключения

Ознакомьтесь с новым для РФ финансовым инструментом, используемым во внешнеэкономической деятельности, международным факторингом. Эта информация особенно полезна для компаний, работающих с зарубежными партнёрами по сделкам с отсроченной оплатой.Вы можете узнать, что представляют собой факторинг и форфейтинг вот тут. Пока эти формы кредитования мало известны отечественным участникам ВЭД, но этот факт не делает их менее интересными для бизнесменов.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения (прав) для иностранных граждан в 2020 - отсрочка, закон

Плюсы и минусы

Вам стоит воспользоваться Оперативным Лизингом в случае, если:

  • выгоды от использования Вами Предмета лизинга не покроют всей его стоимости;
  • Вы не уверены, что Предмет лизинга морально не устареет за время Вашего им пользования;
  • проект долгосрочен, то классическая аренда не даёт достаточной степени уверенности в Вашем праве пользования оборудованием на нужный срок;
  • Вы – представитель малого и среднего бизнеса и не имеете желания и возможности перегружать баланс непрофильными активами;
  • получаемое в Лизинг оборудование (или техника) используются для выполнения разового проекта, и нет необходимости сохранять за собой право собственности на имущество после его окончания;
  • нужны дополнительные услуги, включаемые в лизинговый инструмент. Это особенно важно в случаях имущества, требующего специального обслуживания.

Самое большое распространение оперативный лизинг получил в следующих отраслях:

  • сельское хозяйство,
  • горнодобывающая промышленность,
  • транспорт,
  • строительство.

Минусы у рассматриваемой схемы тоже есть:

  • Ограничения в использовании: по причине того, что вы не будете единственным пользователем Предмета залога на протяжении всего срока его эксплуатации, Лизингодатель может ограничить режим использования имущества (например, при оперативном лизинге автомобилей — установка максимального годового пробега).
  • Операционный лизинг обычно дороже финансового, за счёт включенных в него дополнительных сервисов.Но, даже минимизировав их перечень, Вы должны будете компенсировать ценой услуги риск Лизингодателя не окупить Предмет лизинга (если не найдётся следующего арендатора имущества и оно не будет полностью амортизировано).
  • Предмет Лизинга сначала закупается Лизинговой компанией, а затем уже она ищет Лизингополучателя. В результате, Вам нужно будет выбирать из имеющегося имущества.Покупка для сделки оборудования или техники с индивидуальными, подстроенными под Вас, характеристиками маловероятна.

Какой именно лизинг (Операционный или Финансовый) оформить — решение, определяющее целесообразность сделки в целом. Поэтому выбор советуем делать после полного изучения их особенностей.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Кредитование».

Источник: https://vedinform.com/finance/credit/operativnyj-lizing.html

Лизинг и экспортное кредитование: фрагментарный подход

Лизинг — это эффективный инструмент, помогающий авиакомпаниям решать сложнейшую проблему финансирования дорогостоящих средств производства. За последние годы лизинг воздушных судов перестал быть экзотикой — если раньше им занималась только специализированная «Ильюшин Финанс Ко.» (еще была ФЛК, но она фактически обанкротилась), то сейчас практически у всех крупнейших банков существуют свои дочерние подразделения по лизингу самолетов, есть и независимые компании. В частности, можно упомянуть «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг», а также ГТЛК, Сибирскую лизинговую компанию, «Зест», «ЮТэйр-Лизинг», «Авиализинг», «ВСП-Лизинг», «Гознак-лизинг» и др. Однако вопросов с лизингом авиационной техники еще много, и связаны они как с нормативной базой, так и с особенностями отдельных сегментов рынка.

К числу наиболее актуальных вопросов, пожалуй, можно отнести развитие операционного лизинга (и связанную с этим проблему остаточной стоимости ВС), государственную поддержку региональных авиаперевозок и экспортный лизинг российской авиатехники.

Операционный лизинг

В отличие от финансового лизинга, который по сути представляет собой продажу в рассрочку, операционный лизинг представляет собой аренду.

Это гораздо более гибкий инструмент, контракты заключаются в среднем на срок 5 лет, а не на 15, как при финансовом лизинге. Кроме того, авиакомпания может сократить свои расходы на 15—20%, поскольку она не выкупает самолет.

Применительно к небольшим региональным перевозчикам, чье финансовое состояние нельзя назвать особенно устойчивым, этот аспект весьма важен.

Однако в законе о лизинге отсутствует даже само понятие операционного лизинга, для государства его как будто не существует. В результате все меры бюджетного финансирования, направленные на развитие авиаперевозок в России, не могут применяться при использовании такого удобного для авиакомпаний инструмента, как операционный лизинг.

Вместе с тем работа по схеме операционного лизинга предъявляет повышенные требования к уровню компетентности лизинговой компании.

В отличие от финансового лизинга, где основной вопрос заключается в качестве лизингополучателя (что фактически означает кредитоспособность заемщика), операционный лизинг в силу своей гибкости переносит акцент на качество самого актива, то есть самолета.

Ведь срок лизинга небольшой, к тому же авиакомпания из-за ухудшения своего состояния может отказаться от лизинга или и вовсе уйти с рынка. В этом случае перед лизинговой компанией возникает задача ремаркетинга — самолет не должен простаивать, надо быстро найти для него нового заказчика.

Для этого лизинговая компания должна строго отслеживать остаточную стоимость самолета и контролировать его техническое состояние, а в некоторых случаях, как, например, в ИФК, даже самостоятельно проводить некоторые виды ремонта.

Развитие операционного лизинга, будучи необходимым элементом стимулирования региональных авиаперевозок, требует не только доработки законодательной базы, но и развития у российских лизинговых компаний новых компетенций: умения оперативно мониторить ситуацию на рынке, понимать потребности рынка, тесно работать как с поставщиками самолетов, так и с лизингополучателями, а главное, четко представлять пути ремаркетинга самолета и брать на себя данные риски. На российском рынке известны ситуации, когда авиакомпания по каким-то причинам переставала платить за самолет. И тогда банк-лизингодатель оказывался в сложнейшей ситуации: он мог забрать самолет, но что с ним делать потом? Поиск новых заказчиков требует времени и умения, а простаивающий самолет приносит одни убытки.

Еще один вопрос, принципиально важный для всех лизинговых операций, — это обеспечение остаточной стоимости авиатехники. Эта величина (точнее, ее прогноз на 10—15 лет) используется при расчете лизинговых ставок и существенно на них влияет.

Если определенный тип самолета выпущен, допустим, в количестве как минимум нескольких сотен экземпляров, то по сделкам с ними накоплена достаточная статистика и остаточная стоимость прогнозируется довольно хорошо. Если выпущена, например, сотня самолетов, то прогноз уже не столь ясен.

А в начале жизненного цикла ВС, пока летает всего два-три десятка машин, о будущей остаточной стоимости вообще трудно сказать что-либо определенное. Рынок еще не сложился.

Именно такая ситуация со всеми современными российскими самолетами, поэтому при продаже самолета в финансовый лизинг на 15 лет приходится предполагать, что по истечении этого срока стоимость самолета будет нулевой, то есть раскладывать по лизинговым платежам всю его нынешнюю стоимость. Очевидно, учет остаточной стоимости мог бы существенно снизить лизинговые платежи.

В проекте государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013—2025 гг., который Минпромторг опубликовал в сентябре, есть слова о необходимости предоставления государственных гарантий лизинговым компаниям по остаточной стоимости отечественных воздушных судов. Однако, как говорят специалисты, сделать эффективный инструмент, реально гарантирующий остаточную стоимость, не так просто — для этого, очевидно, понадобится специальный финансовый фонд, обеспечивающий возможные платежи по гарантиям.

Также большой круг проблем, связанных с лизингом и вопросами государственной поддержки, особенно в области авиационной промышленности, возникает в результате вступления России в ВТО.

Даже представители министерств признают, что у них нет ни полного понимания всех последствий этого шага, ни ясных представлений о том, как участие в ВТО отразится на системе взаимодействия государства и авиапрома.

В общем понятно, что прямое субсидирование промышленности становится практически невозможным, поэтому потребуется использовать более тонкие схемы, не противоречащие правилам ВТО.

Один из таких путей — поддержка заказчиков: авиаперевозчиков и лизинговых компаний. Дело в том, что сфера услуг гораздо слабее регламентирована правилами ВТО по сравнению с производством. Вполне работоспособная практика субсидирования лизинговых платежей для авиакомпаний и процентных ставок по кредитам для лизинговых платежей в России уже имеется, хотя и она не лишена недостатков.

Региональные авиаперевозки

Проблемы российского рынка региональных авиаперевозок стали настолько очевидны, что уже государство озаботилось этим вопросом, принимая меры по развитию лизинга региональных воздушных судов. Меры эти, безусловно, необходимые, но, к сожалению, комплексный подход к решению проблемы пока отсутствует.

Озаботившись после поручения премьер-министра проблемой обновления парка региональных самолетов, правительство приняло в конце прошлого года постановление № 1212, предусматривающее субсидирование лизинговых платежей для самолетов вместимостью до 50 пасс.

с любым типом двигателей и до 72 кресел с турбовинтовыми двигателями. Однако, по мнению специалистов, это постановление нуждается в доработке — под него не подпадает турбореактивный региональный Ан-148 вместимостью 75—85 чел.

Поэтому логично было бы распространить постановление № 1212 на любые типы региональных самолетов, зарегистрированные в российском реестре.

Проблемы развития региональных перевозок не исчерпываются вопросами обновления парка ВС. Как известно, экономика региональных перевозок гораздо сложнее, чем магистральных, — платежеспособный спрос небольшой, а региональные самолеты в пересчете на одно кресло стоят примерно в два раза дороже, чем магистральные.

Так что денег у пассажиров мало, а перевозить их дорого. Поэтому требуется субсидирование не только обновления парка, но и самих перевозок. В рамках исполнения того же поручения премьера о поддержке региональных перевозок было принято постановление № 1211 о их субсидировании из федерального бюджета.

Оно предусматривает субсидирование для тех же категорий граждан, что и для перевозок с Дальнего Востока, — в возрасте до 23 лет и пенсионеров. Однако проблема в том, что примерно для 90% из перечисленных в постановлении 162 маршрутов работать оно не будет.

Ведь субсидии, как сказано в постановлении, предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, а большинство перечисленных маршрутов — между регионами, так что для региональных бюджетов их субсидирование окажется нецелевым использованием средств.

Чтобы постановление реально заработало, требуется изменить законодательство и обеспечить возможность консолидации бюджетов субъектов РФ для субсидирования межрегиональных авиаперевозок граждан.

В результате такого фрагментарного подхода при принятии постановлений № 1211 и 1212 поручения премьера формально вроде бы выполнены, но эффект от этого небольшой.

Наряду с комплексной программой переоснащения парка и субсидирования перевозчиков необходимо также учитывать и расходы на дооснащение и сертификацию аэропортов, обучение персонала, модернизацию системы управления воздушным движением.

Лизинг на экспорт

В уже упомянутом проекте Минпромторга государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013—2025 гг. целью поставлено формирование глобально конкурентоспособной авиационной отрасли, а в число задач, в частности, входит создание корпораций мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения и продвижение продукции отечественных компаний на внешних рынках.

До сих пор современные российские самолеты на экспортном рынке почти не представлены. Можно упомянуть только штучные поставки самолетов Ил-96-100 и Ту-204 на Кубу, а также Ту-204 в Китай и Северную Корею.

При этом поставки на Кубу, осуществленные лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), были выполнены с использованием экспортного кредитования — кубинская сторона оплатила 15% контракта общей стоимостью свыше 100 млн долл.

, а остальные 85% были профинансированы за счет банковских кредитов под гарантии российского Минфина и правительства Кубы.

Значительные экспортные поставки планируются для самолета Sukhoi Superjet 100.

В январе мексиканская авиакомпания Interjet подписала контракт на 15 самолетов с опционом еще на 5 машин, эта поставка выполняется через СП SuperJet International.

Кроме того, компания «Гражданские самолеты Сухого» планирует начать поставки SSJ 100 индонезийской авиакомпании Sky Aviation (всего заказано 12 самолетов) и лаосской Lao Central Airlines (2 самолета).

Читайте также:  Как вернуть страховку по автокредиту (кредиту на авто) в совкомбанке в 2020 году

Для стимулирования подобных сделок во всем мире широко применяется механизм экспортного кредитования, позволяющий получать долгосрочное финансирование под правительственные гарантии. В конце 2011 г. было учреждено Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), которое уже занялось рядом авиационных проектов.

Так, в начале сентября ЭКСАР и Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г. М. Бериева на гидроавиасалоне в Геленджике подписали меморандум о страховой поддержке продвижения на экспорт Бе-200.

Этот самолет-амфибия ориентирован на очень узкие нишевые рынки, которых во всем мире существует не так уж много, поэтому механизмы его финансовой поддержки просто необходимы.

Другой меморандум о сотрудничестве, подписанный также в Геленджике ЭСКАР и корпорацией «Иркут», предусматривает разработку системы предоставления заказчикам МС-21 услуг по страхованию экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков, что позволит иностранным заказчикам МС-21 привлекать финансирование для приобретения самолетов по минимальным процентным ставкам.

Подобный вариант экспортного финансирования позволяет привлекать кредиты для прямых продаж. Также весьма перспективен был бы и экспорт лизинговых услуг — особенно операционный.

При его использовании иностранная авиакомпания могла бы временно эксплуатировать самолеты, принадлежащие российской лизинговой компании, не принимая на себя финансовые риски по владению дорогостоящим активом. Как известно, европейская компания Airbus в 1988 г.

, продвигая на американский рынок самолет A300—600 (модернизированный вариант первенца Airbus A300), применила даже такую довольно экзотическую схему лизинга, как walk-away lease («вернул и ушел»), при которой авиакомпания American Airlines имела право в любой момент, предупредив за 30 дней, просто вернуть взятые ею 19 самолетов. В результате парк A300—600 в American Airlines достиг 35 машин, из эксплуатации они были выведены только в 2009 г., а всего было продано более 300 самолетов этой модификации.

Однако в России экспорт лизинговых услуг для продвижения авиатехники пока получается экономически неэффективным. В этом уже убедилась компания ИФК, которая после изучения возможных вариантов подписала на авиасалоне в Фарнборо этого года контракт с лизинговой компанией South American Aircraft Leasing S. A.

из Панамы. Документ предусматривает твердый заказ на три самолета Ан-158 с опционом еще на пять машин этого типа, а также опцион на семь самолетов Ан-148 (сборка Ан-158 производится в Киеве, Ан-148 — в Воронеже). Панамская компания выступит лизингодателем техники для авиакомпаний Карибского бассейна и Африки.

По словам представителей ИФК, по российскому законодательству, в отличие от других стран, считается, что лизинговая услуга предоставляется по месту нахождения лизинговой компании.

Отсюда следует, что если российская компания передает свой самолет в лизинг за рубеж, получаемые ею лизинговые платежи будут облагаться НДС по ставке 18%, тогда как при продаже самолета на экспорт НДС возмещается.

Кроме того, сохраняя самолет на своем балансе, российская лизинговая компания вынуждена платить налог на имущество и ряд других налогов (хотя в некоторых регионах по ним установлены льготы). Таким образом, особенности российского законодательства снижают экономическую эффективность сделки.

Есть и юридические особенности, связанные с вопросами обеспечения прав собственности и возврата переданного в залог самолета в случае неплатежей лизингополучателя. В итоге выходит, что лизинговый механизм продвижения российской авиатехники за рубеж пока фактически недоступен. Для его реализации, очевидно, требуется доработка российского законодательства.

Алексей СИНИЦКИЙ

Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=4246840

Машина в лизинг

Вне зависимости от типа основной деятельности каждая компания имеет в наличии от одного до нескольких тысяч корпоративных автомобилей.

Содержание и обслуживание автопарка  собственными силами обычно обходится достаточно дорого и требует использования дополнительных  ресурсов компании.

При этом приходится изымать из оборота средства для того, чтобы покрыть административные расходы, расходы на ремонт, обслуживание, управление.

К тому же при покупке автомобиля необходимо заплатить налог на прибыль. Именно поэтому в России все более популярным становится лизинг автомобилей. О нюансах этой услуги корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Андрею Соколову рассказал Сергей Дианин, генеральный директор лизинговой компании ARVAL. 

Сергей, оцените, пожалуйста, рынок лизинга автомобилей в России и за рубежом.

В России эта услуга появилась четыре года назад и сегодня ее популярность стремительно растет.  В Европе и США в лизинг приобретается большая часть автопарков. В Европе это 28%. В России – только 1%.

Российский рынок оперативного лизинга пока находится на стадии развития.  Компании считают, что могут сами лучше заботиться о своем автопарке и предпочитают лизингу покупку корпоративных автомобилей для обеспечения мобильности своих сотрудников.

Хотя уже многие компании используют финансовый лизинг для приобретения автомобилей.

https://www.youtube.com/watch?v=QU7VyhmuwOE

Лизинг в России является привлекательным и стремительно развивающимся финансовым инструментом.

В настоящее время лизингу сопутствует благоприятный режим налогообложения, в соответствии с которым лизингополучатели могут включать всю сумму лизинговых платежей в состав производственных затрат и начислять ускоренную амортизацию на предмет лизинга.

Современное российское законодательство устанавливает значительную свободу договорных отношений между сторонами лизинговой сделки, что позволяет учитывать интересы обеих сторон.

Лизинг является наиболее выгодным из финансовых инструментов, позволяющих компании освободиться от активов, которые не являются их производственными активами, то есть не работающими на основной бизнес.

Сравните лизинг и прямую покупку автомобиля  с точки зрения бухгалтерского учета. Каковы преимущества лизинга?

С точки зрения бухгалтерского учета, лизинг имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с прямой покупкой автомобиля.

Во-первых, не привлекается заемный капитал, и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов. Тем самым сохраняются имеющиеся источники финансирования и кредитные линии. Кроме того, предприятию проще получить имущество в лизинг, чем кредит на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве обеспечения по договору лизинга.

Во-вторых, смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, затраты на приобретение  и обслуживание автопарка равномерно распределяются на весь срок лизинга, высвобождаются средства для вложения в другие виды активов.

В-третьих, лизинг дает возможность компании-лизингополучателю всегда иметь свой собственный автопарк в идеальном состоянии без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств.

Компания имеет значительные преимущества в части финансового планирования и бюджетирования благодаря тому, что размер  ежемесячных лизинговых платежей заранее определен, и они равномерно распределены на весь срок лизинга. Ведь лизинговые платежи уже включают в себя все расходы, охватывающие содержание автопарка, таким образом, распределение финансовых потоков осуществляется  с акцентом на основную деятельность компании.

Кроме того, стоит отметить, что лизинг является более выгодным способом инвестирования, так как позволяет оптимизировать налогообложение бизнеса: лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, НДС по лизинговым платежам возмещается в полном объеме.

Компания может легко планировать потоки денежных средств, с большой точностью сформировать бюджет и оптимизировать затраты.

Размер периодического платежа и набор получаемых услуг известен заранее и устанавливается в соответствие с различными опциями, включенными в контракт. Это позволяет избежать неожиданных финансовых ситуаций в процессе использования автомобиля.

Та часть затрат компании, которая связана с содержанием и эксплуатацией автопарка, может быть легко спланирована.

С использованием операционного лизинга компания может полностью контролировать свои финансы и при этом значительно снизить административную нагрузку и косвенные административные затраты. Оплачивается только стоимость использования и владения автомобилем, а не право собственности.

В связи с тем, что автомобиль возвращается в лизинговую компанию после окончания срока использования, из суммы договора вычитается остаточная стоимость автомобиля, что приводит к значительному сокращению лизинговых платежей. При этом риск, связанный с будущей стоимостью автомобиля несет лизинговая компания. Лизинг позволяет освободить собственные финансовые ресурсы и использовать их для ведения основного бизнеса, приносящего большую отдачу.

Собственные средства компании – весьма ценный источник финансирования, который должен инвестироваться в продукты и направления, приносящие наибольшую прибыль. В противоположность покупке или традиционным кредитам, операционный лизинг не оказывает влияния на баланс компании.

Все виды рисков, связанных с автомобилем и его использованием передаются профессионалам операционного лизинга: финансовые риски, риск потери стоимости автомобиля, технические риски, инфляционные риски, страховые риски, риски остаточной стоимости и другие.

Таким образом, все расходы спланированы и лизингополучатель защищен от непредвиденных событий. Своевременное обновление автопарка – это надежная защита от технологического старения и способ оптимизации расходов. Компания имеет возможность сфокусироваться на ведении основного бизнеса.

При этом снижается административная нагрузка, упрощаются внутренние процессы, что ведет к значительному сокращению административных расходов.

Экономия достигается за счет сокращения численности сотрудников, вовлеченных в этот процесс, что значит сокращение физических рабочих мест и связанных с ними затрат, за счет сокращения числа операций, например обработки, контроля и оплаты счетов, упрощения процессов и т.д. Отпадает также необходимость в организации собственного автохозяйства.

Все операции с автопарком выполняются лизинговой компанией с применением технологий и использованием опыта, необходимых для выполнения этих задач с максимальным эффектом.

Чем операционный лизинг отличается от финансового?

Основное отличие операционного лизинга  от финансового заключается в том, что  автомобиль после окончания срока лизинга возвращается в лизинговую компанию, будучи у нее на балансе на протяжении всего срока лизинга.

А при финансовом лизинге  право собственности на автомобиль переходит к лизингополучателю, который впоследствии должен сам решать вопрос или о дальнейшем использовании автомобиля или о его реализации.

Кроме того, он должен нести все связанные с этим расходы и по эксплуатации, и по обслуживанию, и по продаже, а также производить все необходимые налоговые выплаты (транспортный налог, налог на имущество, налог на прибыль).

При операционном лизинге компания получает гораздо более широкий спектр услуг: выбор автомобиля, соответствующего задачам компании, его покупка, регистрация, страхование, проведение всех видов работ, связанных с  эксплуатацией (техническое обслуживание, ремонт, замена и хранение сезонных шин, страхование и управление страховым случаем, круглосуточная техническая помощь на дороге, предоставление подменного автомобиля), и, впоследствии, реализация использованного автомобиля на вторичном рынке и замена его на новый.

Какие преимущества финансового лизинга перед покупкой автомобиля вы можете отметить?

Преимущества  и операционного и  финансового лизинга перед покупкой автомобиля – это, прежде всего, экономия  собственных средств компании. Автопарк числится на балансе у лизинговой компании, позволяя высвободить средства для основной деятельности  и  улучшить финансовые показатели компании.

Выгоден ли лизинг с точки зрения оптимизации работы бухгалтерии?

При операционном лизинге существенно сокращается число бухгалтерских операций, связанных с автопарком, и облегчается работа бухгалтерии в целом. Экономятся время и ресурсы этого и без того весьма загруженного подразделения в компании.

Сокращается количество контрагентов, договоров, накладных, счетов, актов. Документооборот на содержание всего  автопарка  сводится к  одному счету и счету-фактуре  в месяц.

  Бухгалтерии не приходится тратить время на оплату всех услуг и оформление первичных документов, поступающих от различных поставщиков и сервисных станций, все эти заботы берет на себя лизинговая компания.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/117844/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector