Следует иметь в виду, что любой случай травмы обладает своими особенностями, локализация и характер повреждений во многом зависят от типа и марки автомобиля.
Травмы нижних конечностей (деформация кузова ТС, удар об элементы кузова, педали, приборную панель и т.д.);
Переломы костей тазового кольца и бедренных костей при ударе об элементы кузова, приборную панель и т.д.
![]() |
![]() |
Повреждения передних поверхностей коленных суставов и верхних третей голеней от удара о щиток управления.
Перелом лодыжек в результате взаимодействия стоп с педалями и полом.
![]() |
![]() |
Травмы верхних конечностей
Повреждения от взаимодействия частей тела водителя с рулевым колесом
Повреждения больших пальцев кистей и соответствующей межпальцевой складки.
Травмы плечевого пояса
![]() |
![]() |
Ремни безопасности могут причинять повреждения: у водителей — в области левой половины груди и левого плечевого пояса, у пассажиров — в области правой половины груди и правого плечевого пояса.
Травмы грудной клетки (удар о рулевое колесо, спинку переднего сидения т.д.);
Травма внутренних органов (удар о рулевое колесо, спинку переднего сидения т.д.)
Более чем у 50% пострадавших повреждения сопровождаются шоком, искажающим клиническую картину и создающим значительные диагностические трудности. Наиболее часто повреждаются печень, селезенка, тонкая кишка, реже — толстая кишка.
Черепно-мозговые травмы Сотрясение головного мозга
Сотрясение мозга происходит при прямом ударе или резком замедлении движения головы. При сотрясении мозга происходит временное нарушение функций мозга, но мозг не получает физических повреждений.
- Ушиб головного мозга
- При такой тяжёлой черепно-мозговой травме (ЧМТ) как ушиб головного мозга возможен перелом костей свода черепа, либо перелом основания черепа с ликвореей (истечение спинномозговой жидкости из уха или из носа).
- Вдавление головного мозга
- Чаще всего головной мозг сдавливается излившейся под твердую мозговую оболочку кровью (внутричерепная гематома), реже костными отломками при вдавленном переломе.
- Травмы позвоночника
- Травмы шейного отдела позвоночника
При резком изменении скорости у водителя и пассажиров наблюдается хлыстообразные переломы шейных позвонков. Шейный отдел позвоночника является наиболее уязвимым по отношению к травме, что объясняется слабым мышечным корсетом, небольшими размерами и низкой прочностью шейных позвонков.
- Травма шейных позвонков чаще, чем в других отделах, может сопровождаться повреждением спинного мозга и нервных корешков.
- Травмы пояснично-грудного отдела позвоночника
Повреждения от выпадения из салона/кузова автомобиля аналогичны повреждениям при падении с большой высоты. В данном случае, можно говорить о компрессионном переломе позвоночника. Чаще всего компрессионные переломы позвоночника случаются в нижнегрудном и поясничном отделах позвоночного столба.
- Ранения мягких тканей лица и туловища
Чаще всего у пострадавших встречаются множественные рвано-ушибленные, резаные раны мягких тканей головы, лица, кистей и предплечий от осколков ветрового или бокового стекол. Кроме этого, выступившие внутрь кабины поврежденные части автомашины способны причинить дополнительные повреждения в виде «штампованных» ушибленных ран, рваных, глубоких колотых, резаных и колото-резаных ран.
Термическая травма
Иногда ДТП может сопровождаться пожаром и взрывом, что и определяет характер повреждений в виде комбинированной травмы: термические ожоги и механические повреждения.
Внутренние и наружные кровотечения
Травмы, как правило, сопровождаются кровотечением. Различают внутренние и наружные кровотечения. Из наружных кровотечений наибольшую опасность представляет венозные и артериальные кровотечения. Наибольшую сложность в определении представляют скрытые внутренние кровотечения.
Одна из причин клиническая смерть в результате ДТП — массивная кровопотеря при травме. Характерно, что при темпе кровопотери более 150 мл/мин. смерть наступает через 15-20 минут, если кровотечение не будет остановлено немедленно.
Источник: «Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях» Часть I «Организация и тактика проведения работ», Учебно-методическое пособие, Архангельск 2010г.
Источник: https://uk-cert.ru/news/vidy-travm-pri-dtp/
Травмы при ДТП
Ежегодно в результате аварий телесные повреждения получает несколько сотен тысяч человек. Они бывают разного характера и степеней тяжести. Ухудшает состояние раненых то, что до приезда специалистов часто некому оказать им медицинскую помощь. Ведь большинство автомобилистов не могут определить вид травмы, не знают, что предпринять в таких случаях.
Механизм получения травм при ДТП
Повреждения у водителя и пассажиров автомобиля могут образовываться различными путями. Это зависит от местонахождения человека в машине, вида аварии, скорости ТС, его марки, использования или отсутствия ремней. Что именно приводит к травмам:
- Удар. Это происходит при лобовом, боковом или касательном столкновении, опрокидывании и наезде. Удары – самая распространенная причина травмирования. Они способны вызвать повреждения различного характера, затронуть любые части тела. Контакт при этом может произойти не только с деталями автомобиля, но и дорогой, другими предметами, находящимися в салоне людьми.
- Сдавление. Может возникнуть при деформации отдельных составляющих машины и стискивании ими частей тела пострадавшего. Или в случае выпадения человека из салона и опрокидывании на него ТС либо его деталей. Этот механизм работает также при использовании ремня безопасности. Но здесь виной не его неисправность, а сила, с которой тело бросает вперед.
- Проникновение инородных предметов в ткани пострадавшего. Часто это бывает следствием удара и повреждения деталей автомобиля. Проникающие ранения возникают от разбитого стекла, пластиковых и металлических составляющих, обломков.
В одной аварии человек может испытать на себе и удары, и сдавление, и вторжение в ткани инородных предметов. Все причины образования телесных повреждений связаны между собой, часто одно является следствием другого. Например, инородный предмет может войти в тело от удара или сильного сдавления.
В большинстве серьезных аварий люди травмируются при контакте с дверью, рулем, лобовым стеклом, приборной панелью, иными частями салона, также из-за деформации всего корпуса автомобиля. Например, ступни и голени повреждаются при соприкосновении с педалями и полом.
Бедра, колени и тазовые кости травмируются при ударе о кузов, приборную панель. Грудная клетка и органы брюшной полости страдают от контакта с рулем, водительским или пассажирским креслом, если человек находился на заднем сиденье. Голову, шею травмирует удар о «лобовуху», приборную панель, боковые стекла.
Ещё на AutoLex.Net:
Основные и второстепенные причины возникновения ДТП
Виды повреждений у водителя и пассажира
Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.
Черепно-мозговая
В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.
Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь.
Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа.
Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.
Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.
Позвоночник и ребра
Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.
Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.
О травмах шеи и позвоночника свидетельствует усиление боли при попытке изменить положение тела, повернуть голову, подвигать руками. Иногда заметна деформация. Локализация ощущений зависит от того, какой отдел позвоночника травмирован.
Переломы и ушибы ребер вызываются контактом с рулем. Деталь может вдавить их внутрь, в результате чего возникает деформация костей. Опасен для ребер и ремень. Он удерживает тело на месте, а оно рвется вперед. Следствием становится резкое сжатие и повреждение тканей.
О хлыстовой травме шеи при ДТП смотрите в этом видео:
Органы
Труднее всего распознать повреждение внутренних органов, так как на теле может не быть никаких следов. Тем не менее если у человека отсутствуют внешние признаки травм, это не значит, что все в порядке. Повреждение внутренних органов- опасное состояние, при котором возможно кровотечение.
Понять, что они травмированы, можно по жалобам пострадавшего на боли в животе, которые со временем усиливаются и захватывают все большую площадь. Человек бледнеет, ощущает слабость, его тошнит и рвет. На коже в области повреждения могут быть гематомы.
Возникают травмы внутренних органов из-за удара о руль животом, грудью или при выбрасывании человека из машины. Причиной повреждений бывает также неправильно зафиксированный ремень безопасности.
Конечности
Опасности при аварии подвергаются также руки и ноги. Нижние конечности страдают чаще, поскольку могут быть травмированы педалями и приборной доской автомобиля. Ноги бывают переломанными, иногда их невозможно освободить из обшивки салона. Последнее опасно тем, что сдавливаются мягкие ткани, сосуды, могут возникнуть некротические изменения. И конечность придется ампутировать.
При сильном ударе, неудачной конструкции автомобиля (когда при столкновении двигатель выносит в салон) ноги может просто оторвать.
Травмы верхних конечностей при авариях случаются реже. Чаще это переломы пальцев, кисти, вызванные взаимодействием с рулем. Возможны также травмы локтевых костей, предплечий при боковом ударе или опрокидывании автомобиля, выбрасывании человека из салона.
Сочетанные
При множестве повреждений различного характера говорят, что пострадавший получил сочетанные травмы.
Так бывает, если автомобиль перевернулся, либо находящегося в нем человека выбросило из салона от удара. Более вероятно получение сочетанных травм, когда водитель или пассажир не пристегнуты.
В этих случаях поврежденными могут оказаться разные части тела. И степень тяжести травм тоже отличается.
Распознать сочетанные повреждения можно по совокупности признаков. Пострадавший обычно испытывает сильную боль, бывает не в состоянии назвать ее источник, или говорит, что их несколько. У человека нарушается дыхание. От нестерпимых ощущений и интоксикации он может впасть в шок. У некоторых наблюдается сильная кровопотеря.
О том, что собой представляет сочетанная травма, проведении лечебно-диагностических мероприятий на начальных этапах, смотрите в этом видео:
Тяжесть полученных повреждений
Возможность спасти пострадавшего в ДТП зависит также от того, насколько сильны полученные травмы. Степенью их тяжести определяется и размер компенсационных выплат за ущерб здоровью. А она, в свою очередь, устанавливается в зависимости от последствий повреждений.
Легкая
Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%.
Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет.
К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).
Средняя
Вред здоровью средней тяжести квалифицируется по двум признакам:
- у человека зафиксировано нарушение работы органов или систем продолжительностью до 21 дня;
- его трудоспособность утрачена не более чем на 30%.
Подобное бывает при повреждениях, не угрожающих жизни. А степень восстановления можно спрогнозировать, она будет от 70% и выше. Это, например, переломы трех ребер, травмы мягких тканей, утрата пальца на руке или ноге, снижение слуха на одно ухо. Но вообще степень тяжести должна оценивать экспертная комиссия.
Тяжелая
Тяжкий урон здоровью наносят травмы, представляющие угрозу для жизни, или вызывающие серьезные последствия. Их список более обширен, чем при средней степени. Он есть в Приказе Минздрава РФ № 194н от 24.04.2008 г. Это, например:
- раны головы, в том числе при сохранении в неприкосновенности мозга;
- травмы черепа и переломы;
- повреждения шеи, затрагивающие гортань, глотку, пищевод, трахею, щитовидку;
- перелом позвоночника;
- ушиб спинного мозга;
- раны грудной клетки с повреждением внутренних органов или без него;
- проникающие травмы живота;
- раны таза;
- повреждения внутренних половых органов;
- кома, сепсис;
- потеря какого-либо органа или утрата его функций.
Список серьезнейших травм гораздо обширнее. Но устанавливать, что это именно тяжкая степень, тоже должна судмедэкспертиза.
Какие повреждения наиболее вероятны при разных видах ДТП
Первую помощь следует оказывать, только зная характер травмы. По типу аварии и внешним признакам пострадавшего можно определить и вид повреждения:
- Если было лобовое столкновение, чаще страдают голова, шейный отдел позвоночника, гортань. Можно также ожидать повреждения органов дыхания и ребер, травм селезенки, печени, диафрагмы. Если разбита приборная панель, вероятны также ушибы и переломы бедер, костей таза, коленей.
- При боковом столкновении скорее возникнут травмы головы в соответствующей стороне, шейного отдела позвоночника. Вероятны переломы плечевой кости и ключицы. В целом травмы схожи с тем, что бывает при лобовом столкновении, но приходятся они на одну из сторон тела.
- При наезде сзади скорее травмируются позвоночник и голова. Возможны также переломы рук и ног, ребер. Нельзя исключать повреждения органов брюшной полости и малого таза.
Квалификация травм, полученных в ДТП, имеет значение не только для оказания медицинской помощи. От этого зависит и размер компенсации ущерба здоровью.
Возмещение, кстати, можно получить не только от страховщика, но и виновника происшествия, если подать гражданский иск.
Видео
Источник: https://autolex.net/95404-vidy-travm-pri-dtp-i-stepen-ih-tyazhesti.html
Определение степени тяжести вреда здоровью при ДТП
Даже самые внимательные и имеющий большой опыт водители могут попасть в аварию. Даже если авария произошла по чужой вине, последствия бывают непредсказуемыми.
Кто-то отделается лёгким испугом или парой ссадин, но иногда всё оборачивается серьёзнее.
Приходится узнавать, что такое определение степени тяжести вреда здоровью при ДТП, в каком порядке и какие проведут исследования, изучать перечень необходимых документов. Виновника ждёт серьёзное наказание.
С какой целью устанавливают степень тяжести?
При наличии пострадавших в серьёзной аварии приезжает скорая помощь, и всё это отражается в справке о ДТП. Первая сторона отводится для записи информации о месте и времени происшествия, а также об участниках, их транспортных средствах, идентификации страховых полисов и т. д. На второй стороне указываются сведения о количестве пострадавших и погибших, был ли вызов скорой помощи, и если да, то какая бригада выезжала. Этот материал – первая ступень к тому, чтобы в будущем определить полученный вред и его степень тяжести при ДТП.
В России исследование могут проводить с целью:
- определения способа наказания для виновного лица;
- получения компенсации от страховой компании.
Справка о ДТП обязательно должна содержать информацию о потерпевших или погибших (на оборотной стороне).
Если есть возможность, стоит как можно скорее проверить написанное в выданной справке о происшествии. Некорректные, неточные сведения осложнят работу экспертной комиссии и получение страховой выплаты.
Становится возможным установить тяжесть нанесённого вреда здоровью с помощью судебно-медицинской экспертизы.
- Исключительно госучреждения, осуществляющие судебно-медицинские исследования, и ИП, лицензированные на исполнение этого функционала, уполномочены созывать комиссию и выдавать заключение.
- Право проводить исследование имеют только штатные сотрудники этих учреждений с соответствующей квалификацией эксперта.
- Постановление в письменном виде по решению суда – необходимое основание для инициации исследования. Разрешение можно получить в прокуратуре или полиции.
- В состав рабочей группы непременно входит судмедэксперт и врачи с узкой специализацией, соответствующей расследуемому делу.
- Все члены комиссии одинаково ответственны за свои решения, наделены равными правами и имеют определённые обязанности.
По итогам работы комиссия выдаст заключение с указанием связи о причине и следствии полученных увечий/иным вредом со случившейся аварией.
Чаще всего при наличии таких узкоспециализированных врачей, как гинеколог, нарколог или токсиколог, определяется степень тяжести вреда здоровью при ДТП.
Врач-гинеколог или специалист этой сферы присутствует при потере беременной женщиной ребёнка из-за аварии. Психиатра приглашают, когда у пострадавшего есть признаки расстройства психического характера.
Если человек после ДТП начинает употреблять наркотики или заболевает токсикоманией, то в состав комиссии войдёт нарколог или токсиколог.
Устанавливаемая степень вреда
Причинённый ущерб, характеризующий степень тяжести травмы при ДТП, будет рассчитываться по специальной таблице.
За ущерб, нанесённый здоровью, считают возникшие изменения и прекращение работы органов, тканей, организма в целом. Сюда же относят нарушение подвижности конечностей.
Появившиеся из-за происшествия психологические проблемы или наркотические пристрастия и токсикомания тоже приравниваются к причинённому вреду.
Согласно закону № 194н от 24.08.2008, принятому учреждением Минздравсоцразвития РФ, полученный вред делится на три степени:
Присуждаемое наказание зависит от условий конкретного дела, но есть следующие способы воздействия на нарушителя:
- Нанесение лёгкого вреда здоровью карается административной ответственностью. Возможно присуждение штрафа в размере 2500 – 5000 р. или до 1 – 1,5 лет изъятие водительских прав.
- Когда экспертное заключение определяет среднюю тяжесть, санкции становятся строже (взыскание 10000 – 25000, отстранение от руля на 1,5 – 2 года). Действия виновника всё ещё относятся к разряду административных правонарушений.
- Причинение тяжкой степени влечёт уголовную ответственность, нарушителя могут посадить за решётку от трёх до девяти лет и изъять удостоверения водителя на 3 года.
Виновным в причинении тяжкого вреда есть чего опасаться – их деяние будет расценено как уголовно наказуемое.
Судмедэксперты решают, как оценивается вред здоровью при ДТП. Зачастую решение судьи базируется на заключении, вынесенном судмедэкспертами.
Процедура выявления полученного вреда
Для вычисления формулы расчёта тяжести последствий при ДТП созванная комиссия руководствуется указанными нормативными документами:
- Постановление Правительства РФ № 522 от 17.08.2007 – при проведении исследования.
Источник: https://avtoved.com/dtp/info/stepeni-tyazhesti-vreda-zdorovyu
Правила определения степени тяжести вреда здоровью при дтп в 2019
Дорожно-транспортное происшествие не всегда связано только с причинением материального вреда автомобилям и постройкам. К сожалению, страдают и люди, получая на дорогах травмы различного характера, в том числе и несовместимые с жизнью. В зависимости от тяжести вреда квалифицируют вину водителя как уголовно или административно наказуемую.
Зачем нужно определение тяжести вреда
Нарушение правил дорожного движения, повлекшее вред здоровью пассажирам, другому водителю или пешеходу влечет за собой следующую ответственность:
- уголовную по ст. 264 УК РФ – при нанесении тяжкого вреда здоровью или травм, повлекших смерть;
- административную по ст.12.24 КоАП РФ – при причинении легких или средней степени тяжести травм.
Как видим, при ДТП степень тяжести вреда играет классифицирующую роль, ведь вина водителя на дороге всегда непреднамеренна. Умышленный наезд уже расценивается как другое преступление, не связанное с нарушением ПДД, например, покушение на убийство.
Правила определения степени тяжести вреда при ДТП
Степень ущерба здоровью при ДТП всегда должна быть установлена в должном порядке – путем судебно-медицинской экспертизы. Именно на основании заключения бюро СМЭ о причинении тяжких телесных повреждений строится обвинении в уголовных делах против виновного водителя.
Правила определения установлены Постановлением Правительства РФ №522. В них описаны признаки, которые влияют на установления степени тяжести.
Относительно тяжкого вреда это:
- опасность вреда для жизни;
- потеря органа или его функциональности;
- срыв беременности (для СМЭ привлекаются акушеры-гинекологи);
- расстройства психического характера (для экспертизы нужен психиатр);
- заболевание потерпевшего наркотической зависимостью (для СМЭ привлекаются наркологи или токсикологи);
- обезображивание лицевой части, не поддающееся восстановлению;
- стойкая утрата возможности трудиться не менее чем на 1/3;
- полная потеря возможности профессиональных навыков и возможности трудиться.
Характеризующими среднюю степень вреда признаками являются следующие:
- долгое расстройство физического или психического здоровья;
- стойкая утрата возможности трудиться менее чем на 1/3.
Касательно легкой степени тяжести устанавливают:
- незначительное по времени ухудшение здоровья;
- небольшая стойкая потеря возможности трудиться.
Объектом проведения СМЭ является живой человек или труп. Также для исследования могут использоваться материалы дела или документы медучреждений.
Эксперты обязаны выявить травмы и заболевания, которые предшествовали столкновению, и установить отдельно повреждения, имеющие причинно-следственную связь с ДТП.
Чтобы установить степень тяжести хватит одного из вышеперечисленных признаков. Если их несколько, то вред классифицируют по признаку, определяющему более тяжкую степень. Когда повреждений много, и они совместно влияют на тяжесть друг друга, то во внимание при квалификации берут их совокупность.
Если травмировано лицо человека, то экспертиза может лишь установить неизгладимость такого повреждения, то есть невозможность восстановления прежнего вида внешности без хирургического или какого-либо другого вмешательства. Сам факт обезображивания лица устанавливается уже в ходе судебных заседаний.
Медицинские критерии установления степени вреда
Такие критерии установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ №194н. В отличии от правил определения в них перечислено уже конкретное состояние потерпевших и травм, влияющих на угрозу жизни, примеры нарушений анатомии вследствие воздействия различных факторов – при ДТП чаще всего физических и химических.
Тяжкий вред
При тяжкой степени телесных повреждений устанавливают:
- проникающие раны головы;
- перелом свода и других костей черепа;
- травмы внутри черепа (ушиб, размозжение, кровоизлияние);
- проникающие ранения шеи, пищевода, гортани, переломы, разрывы и вывихи позвонков;
- ушибы, повлекшие дисфункцию спинного мозга;
- раны грудины, проникающие в плевру;
- повреждения внутренностей грудной полости без проникновения (отрывы, разрывы);
- многосторонние переломы ребер, нарушающие целостность каркаса грудины, односторонние – образующие подвижные участки;
- переломы, вывихи грудных позвонков, разрывы их дисков;
- повреждения внутренностей брюшной полости, ранения в области таза, спины, проникающие в полость;
- ранения половых органов, проникающие в полость таза;
- различные переломы в области таза;
- повреждения спинного мозга, крупных вен и артерий;
- повреждения рефлексогенных зон;
- различные ожоги и отморожения (3-4 степени – более 10%, 3 степени – более 15%, 2 степени – более 20%);
- состояния, создающие угрозу жизни (шок 3-4 степени, кома 2-3 степени, большая потеря крови, острая недостаточность сердца или дыхательных органов, сепсис, эмболия, острые отравления, асфиксии);
- утеря зрения – двух глаз полностью либо их острота на уровне 0,04 и менее (потеря функции одного глаза или его удаление классифицируется по признаку утери способности к труду);
- полное нарушение функции речи, слуха (слышимость не более 3-5 см от уха, утрата функции одного уха рассматривается в соответствии с потерей работоспособности);
- дисфункция органа или части тела – руки, ноги, кисти, стопы;
- потеря половой функции у мужчин и женщин (возможность совокупления, зачатия, родов);
- утрата одного из яичков, потеря или гибель плода;
- расстройство психики, повлеченное причиненным вредом здоровью.
Средняя степень тяжести
К средней степени тяжести вреда относят:
- нестойкую дисфункцию органов или систем организма, длящуюся на протяжении более 3 недель;
- утрату способности трудиться, выраженную в процентах от 10 до 30.
Определение утраты производят по специальным правилам, принятым Правительством РФ 16.10.2000 за №789.
Легкий вред здоровью
Под легкими повреждениями понимают нестойкую дисфункцию органов или систем человека на срок не более 21 дня, утрату способности к труду до 10 процентов. Сюда относят и поверхностные травмы: кровоподтеки, синяки, гематомы, ушибы, ссадины, царапины.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Источник: https://niavto.ru/dtp/opredeleniya-tyazhesti-vreda-zdorovyu/
Вред здоровью при ДТП
Не всегда самый опытный и аккуратный водитель может избежать столкновения на дороге. Для одних участников автоавария заканчивается испугом и несколькими царапинами, а для других последствия становятся разграничением жизни на два этапа: до аварии и после.
Многие автовладельцы, как правило, незнакомы с определением степени тяжести вреда здоровью при ДТП. В этой публикации мы приоткроем занавес и рассмотрим подробно эту процедуру.
Кто и для чего определяет степень тяжести вреда здоровью
Если автолюбитель спровоцировал дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, то в зависимости от тяжести вреда причиненного жизни и здоровью потерпевших будет определена мера наказания для него. Определить тяжесть, нанесенного вреда здоровью, можно только после проведения судебно-медицинской экспертизы.
Судебно-медицинская экспертиза участников ДТП – это регламентированное законом исследование потерпевших при столкновении с целью определить степень причиненного вреда их здоровью, а также жизни. Судебно-медицинская экспертиза может проводиться только в судебно-медицинских учреждениях государственной формы собственности.
Судебно-медицинскую экспертизу проводят по письменному постановлению выданному: следственными органами полиции, органов дознания прокуратуры или судом. Проводить экспертизу может врач, имеющий квалификацию судебно-медицинского эксперта, и являющийся штатным сотрудником судебно-медицинского учреждения.
Для проведения специальной судебно-медицинской экспертизы постановлением следователя или суда формируется комиссия экспертов, в которую входят судмедэксперты и врачи узкой специальности. При проведении экспертизы все участники комиссии имеют одинаковые права, обязанности и ответственность.
Комиссия экспертов формируется с обязательным участием врача акушера-гинеколога, когда в автоаварии пострадала беременная женщина и через некоторое время потеряла ребенка. В экспертном заключении комиссии должно быть подтверждение причинно-следственной связи между этими событиями.
Если у потерпевшего при дорожно-транспортном происшествии наблюдаются симптомы психического расстройства, то постановлением созывается экспертная комиссия с участием врача-психиатра.
Когда пострадавший после аварии начал принимать токсические вещества, то в комиссию обязательно включают врача-токсиколога. При подозрении, что последствия ДТП привели к приему наркотиков, один из членов комиссии обязательно должен быть наркологом.
Под понятием «вред здоровью» понимают нарушение целостности органов, систем и тканей человеческого организма, а также функциональные изменения в работе конечностей или органов либо психические расстройства и заболевания наркоманией или токсикоманией в результате автомобильной аварии.
Какая степень тяжести при ДТП?
Законодательство выделило только три степени тяжести:
В зависимости от того какую степень вреда здоровью потерпевшего, причинил виновник дорожно-транспортного происшествия, такую ответственность он понесет. За причинение тяжкого вреда здоровью или жизни предусмотрена уголовная ответственность. Водителя, в зависимости от обстоятельств дела, могут лишить свободы на срок от 3 до 9 лет, а также временно изъять удостоверение на 3 года.
При причинении среднего или легкого вреда здоровью участника аварии наступает административная ответственность.
Если определена средняя тяжесть, то по решению суда виновник может уплатить административный штраф в размере от 10 тыс. рублей до 25 тыс. рублей или его лишат водительских прав на срок от 1,5 года до 2 лет. Когда причинен легкий вред, то предусмотрен штраф от 2,5 тыс. рублей до 5 тыс. рублей или временное лишение прав на срок от 1 до 1,5 года.
Процедура определения тяжести причиненного вреда здоровью
Процедура проведения судебно-медицинской экспертизы потерпевших участников ДТП регламентируется «Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522.
Источник: https://detepe.ru/strashno/vred-zdorovyu-pri-dtp.html
Самые частые травмы, которые получают водители. Как уберечься?
Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина.
Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.
«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»
— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет.
Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах.
Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь.
Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника.
Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние.
Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!
Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.
Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов
— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести».
Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др.
Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев.
— В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих.
Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле.
У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.
Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.
От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника
— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед.
Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий.
— В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.
По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так.
К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику.
Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.
Ноги оказываются зажаты педалями
— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги.
Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза.
Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину.
Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий.
Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило.
Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут.
Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.
Ребра ломаются о рулевое колесо
— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется.
А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная).
Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения.
Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо.
В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.
Задний пассажир наносит сокрушительный удар
— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС.
— Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн.
Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.
Что делать очевидцам и как уберечься?
— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС.
— Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос.
Но, повторимся, это скорее исключения.
У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы
— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы.
Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах.
— А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.
Все лицо водителя в царапинах
— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.
Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер.
Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов.
Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.
Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».
Источник: https://auto.onliner.by/2013/03/01/medicine
Травмы несовместимые с жизнью
автор: врач Мартыненко О.В.
Врачи скорой помощи и центров экстремальной медицины ежедневно сталкиваются с пострадавшими от травм различной степени тяжести. Больные с травмами легкой и средней степени могут принимать лечение амбулаторно или в профильном отделении стационара. Пострадавшие с тяжелыми травмами находятся в реанимационных отделениях, а порою даже не успевают доехать до больницы.
- Причины получения тяжелых травм
- Причиной травмы могут быть:
- — ножевое и огнестрельное ранение;
- — травмы в результате дорожно-транспортного происшествия;
- — травма в результате удара электрическим током;
- — падение с высоты;
- — травмы, связанные с особенностями производства.
- Травмы несовместимые с жизнью получаются при нарушении работы одного или нескольких жизненно важных органов.
- Травмы головы несовместимые с жизнью
Главное содержимое черепной коробки – это мозг, который регулирует работу всего организма: посылает импульсы к органам и мышцам, вырабатывает релизинг-гормоны (регулирующие работу эндокринных желез) и наконец, имеет в своем составе продолговатый мозг, к котором находится дыхательный и сосудодвигательный центр. При повреждении продолговатого мозга человек перестает дышать и утрачивается способность сосудов к сокращению и поддержанию артериального давления.
- Тяжесть черепно-мозговой коробки определяют по шкале ком Глазго. Оценивают три признака в баллах:
- Открывание глаз (спонтанное – 4; открывает глаза на голос – 3; открывает глаза на боль – 2;
- реакция отсутствует – 1).
- Речевая реакция (больной четко отвечает на поставленный вопрос, ориентирован в месте, дате и времени – 5; ориентация нарушена, речь спутана – 4; больной дезориентирован, на вопросы отвечает не правильно – 3; на поставленный вопрос больной издает непонятные звуки – 2; речь отсутствует — 1).
- Двигательная реакция (движения больного соответствуют команде врача – 6; защитная реакция в ответ на раздражитель – 5; на болевое раздражение больной отдергивает конечность – 4; патологическое сгибание как ответ на болевой стимул – 3; патологическое разгибание на болевой стимул – 2; отсутствие движения — 1).
- Оценка полученных результатов:
- 15 баллов – ясное сознание
- 13 – 14 баллов – оглушение
- 9 – 12 баллов – сопор
- 4 – 8 баллов – кома
- 3 балла – смерть мозга
- Перелом основания черепа при повреждении продолговатого мозга является травмой несовместимой с жизнью.
При ударе по голове твердым предметом или падении возможен разрыв кровеносного сосуда в головном мозге с образованием субдуральной (находящейся под мозговой оболочкой) или внутримозговой гематомы. Увеличение гематомы вызывает сдавление мозгового вещества, что в свою очередь вызывает его отек и набухание.
Так как черепная коробка не способна к растяжению, то мозговое вещество смещается в сторону большого затылочного отверстия и приводит к вклинению в него продолговатого мозга, а соответственно параличу дыхания и сосудов. Если потерпевший быстро доставлен в стационар и проведена операция, то у него есть шансы на жизнь.
Главным залогом успеха является надежный гемостаз и адекватная противоотечная терапия. Такой исход возможен при эпи- и субдуральных гематомах.
Добиться надежного гемостаза при внутримозговых гематомах крайне сложно, поэтому зачастую они рецидивируют, продолжая сдавливать вещество мозга и усугубляя отек, чем приводят к смертельному осложнению – вклинению продолговатого мозга в большое затылочное отверстие.
- Травмы грудной клетки несовместимые с жизнью
- Травмы грудной клетки опасны возможностью повреждения легких, сердца и крупных сосудов.
- К угрожающим состояниям при повреждении органов дыхательной системы относят: обтурация (закупорка дыхательных путей) инородным телом, гемо– и пневмоторакс, разрыв легких и бронхов,
Обтурация инородным телом трахеи или бронхов приводит к рефлекторному спазму их гладкой мускулатуры и отеку стенок. Необходимо по возможности удалить инородное тело из дыхательных, а при невозможности этих действий сделать коникотомию. В противном случае смерть наступает за 5 – 6 минут.
Пневмоторакс происходит при повреждении легочной ткани (например, ребром) и поступлении воздуха в плевральную полость. Пневмоторакс бывает открытым, закрытым и клапанным. Наиболее опасным является клапанный пневмоторакс, так как воздух из легкого и окружающей среды может проникать в плевральную полость, а наружу выйти не может.
В таком случае может быстро наступить коллапс легкого со смертельным исходом.
Первой неотложной помощью при закрытом и клапанном пневмотораксе – это перевод его в открытый с последующим дренированием и установкой дренажа по Бюлау (трубка одним концом вставляется в плевральную полость на пораженной стороне, а на другой конец привязывают палец из перчатки, разрезаный посередине и этот конец опускают в трубку с антисептиком.)
Гематоракс тоже является угрожающим жизни состоянием. При этом состоянии в плевральной полости скапливается кровь из поврежденного во время травмы сосуда. При неоказании помощи легкое также может быть коллабировано большим количеством крови.
Кровопотеря с геморрагическим шоком усугубляют это состояние.
Важно отметить, что не массивное кровотечение при отсутствии операции приводит к образованию сгустков в плевральной полости, а кровь является благоприятной питательной средой для размножения микроорганизмов, что приводит к затяжным гнойным плевритам и последующему образованию спаек.
Ушиб легкого (контузия легкого) при травме – это еще одно угрожающее для жизни состояние. Во время ушиба происходит сотрясение и сдавление легкого, но при этом не нарушается целостность висцеральной плевры.
При ушибе легкого происходят мелкие кровоизлияния в альвеолы и пропитывание из кровью или размозжается ткань легкого, повреждаются бронхи и кровеносные сосуды с образованием в легких полости, которая заполняется кровью и воздухом. Такое состояние нередко протекает как тяжелый шок («шоковое легкое») с нарастающей дыхательной недостаточностью и кровохарканьем.
Диагноз подтверждается с помощью рентгенографии. При тяжелых ушибах легкого даже при своевременно начатом лечение летальность весьма высока. Так или иначе, надо знать что делать при переломе ребер.
Со стороны сердца к смертельно опасным травмам относят ушиб сердца и тампонаду сердца. При ушибе сердца больной может предьявлять жалобы на загрудинные боли по типу стенокардии.
Врачом скорой помощи может быть диагностировано нарушение ритма по типу желудочковой и наджелудочковой тахикардии, экстрасистолии, фибрилляции желудочков, которое подтверждается после проведения электрокардиографии.
В тяжелых случаях ушиб сердца может приводить к его разрыву.
Тампонада сердца – это тяжелое угрожающее жизни состояние, которое происходит при ранении сердца, при этом в полости перикарда происходит скопление крови, которая затрудняет работу сердца. Клинически данное состояние проявляется быстронарастающими симптомами дыхательной недостаточности, и если вовремя не оказана помощь, то наступает смерть.
Другие травмы несовместимые с жизнью
Повреждение крупных артерий сопровождается массивным кровотечением с развитием тяжелого шока. Первой медицинской помощью является прижатие сосуда в ране выше места повреждения. В случае отсутствия помощи больной умирает в течении часа (в зависимости от диаметра поврежденного сосуда).
Переломы крупных костей также могут сопровождаться повреждением крупных сосудов (например, при ранении бедренной артерии без оказания медицинской помощи пострадавший умирает за 10 минут). Вторым смертельно опасным осложнением при переломе трубчатых костей является жировая эмболия.
Костный мозг, который является жировой тканью может проникать через поврежденные кровеносные сосуды и током крови переноситься в легочные артерии, где жировой эмбол закупоривает просвет сосуда, тем самым выключает участок легкого из газообмена. На рентгенограмме он виден как инфаркт легкого (светлее здоровых тканей).
При обтурации массивным эмболом крупного сосуда в легком возможно наступление смерти за 30 минут.
Рассмотренные нами неотложные состояния, которые развиваются в результате различных повреждающих действий представляют реальную угрозу для жизни, а некоторые из них даже не поддаются медикаментозной коррекции.
Стоит подчеркнуть, что выраженный болевой шок, который развивается в ответ на полученную травму сам по себе уже может стать причиной смерти и дожидаясь развития осложнений в поврежденных органах и системах.
Источник: http://hirurgs.ru/content/travmy-nesovmestimye-s-zhiznyu.html