aleksadm.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Прокуратура информирует
Прокуратура информирует
E-mail Печать PDF

Соблюдение законодательства об охране водных объектов

и анализ их состояния

Березниковско-Соликамский промышленный узел является вторым промышленным узлом в Пермском крае по объему промышленного производства и числу предприятий, входящих в него. Доминирующими отраслями являются химическая промышленность (производство калийных удобрений), цветная металлургия (производство титана и магния) и целлюлозно-бумажная промышленность, оказывающие колоссальную антропогенную нагрузку на поверхностные водные объекты.

В совокупности, сброс неочищенных или не достаточно очищенных сточных вод, отсутствие или частичное наличие ливневой канализации, влекут загрязнение, засорение, заиливание водных объектов, снижение их рекреационного значения, ухудшение среды обитания водных биологических ресурсов.

Несмотря на то, что в Пермском крае в течение последних нескольких лет произошла стабилизация уровня загрязненности воды в водных объектах, значительных изменений в улучшении качества воды не происходит.

Качество воды на отдельных участках реки Камы в гг. Березники, реки Вишеры в г. Красновишерск в 2015 году не претерпело существенных изменений. Как и в 2014 году, оно не отвечало нормам для рыбохозяйственных водоемов. Наиболее распространенными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, фенолы, соединения марганца, меди, железа, аммонийный азот, трудноокисляемые органические вещества (по ХПК), концентрации которых в поверхностных водах стабильно превышали предельно допустимые концентрации для водоемов рыбохозяйственного пользования, чаще всего в пределах от 1 до 5 ПДКр/х. Следует отметить, что наличие в воде водных объектов соединений железа и марганца обусловлено местным гидрохимическим фоном при определенной накладке антропогенных факторов.

На поднадзорной прокуратуре территории расположено 57 водовыпусков, в том числе, 13 - Александровский муниципальный район, 27 - Березниковский городской округ, 12 – Соликамский муниципальный район, 1- Красновишерский муниципальный район, 4 – Усольский муниципальный район.

С целью фактического устранения выявленных нарушений законодательства прокуроры принимают весь комплекс мер прокурорского реагирования: вносят представления, протесты, направляют заявления в суды, по требованию прокуроров виновные лица привлекаются к установленной законом ответственности.

Так, за период  2015 – 2016 гг. природоохранной прокуратурой выявлено свыше 300 нарушений законодательства в указанной сфере, направлено в суд порядка 15 исковых заявлений к крупнейшим предприятиям с требованиями о прекращении сброса сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, больше, чем указано в решении о предоставлении водного объекта в пользование, а также проведения реконструкции очистных сооружений.

Характерным примером исковой работы прокуратуры является следующий.

ООО «Промстоки» (г. Березники), абонентами которого являются свыше 20 крупнейших предприятий Березниковского промышленного узла, осуществляет ненормативную очистку принимаемых сточных вод и последующий их сброс в Камское водохранилище с нарушением условий, установленных разрешительной документацией, допуская систематическое превышение установленных нормативов загрязняющих веществ более чем в 250 раз.

Только после обращения природоохранной прокуратуры в суд, предприятием приняты меры к строительству очистных сооружений, очистке промышленного канала.

Также, основным нарушением водного законодательства следует назвать пользование водными объектами в отсутствие разрешительной документации.

В связи с бездействием должностных лиц территориальных и региональных органов, Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц направлены исковые заявления в суд о признании действий хозяйствующих субъектов незаконными, а также, возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Так, установлено, что АО «Березниковский механический завод» и ООО «Тодос-М» осуществляется сброс сточных вод в отсутствии решения о предоставления водного объекта в пользование, разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ.

С целью пресечения нарушений законодательства об охране водных объектов и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду природоохранный прокурор обратился с исковыми заявлениями в суд о возложении обязанности получить разрешительную документацию хозяйствующими субъектами в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решениями Березниковского городского суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Решения суда не вступили в законную силу.

Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

Кроме того, преследуя принцип неотвратимости наказания, Березниковским межрайонным природоохранным прокурором вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридических и должностных лиц указанных выше предприятий по факту самовольного занятия водного объекта и нарушения правил водопользования.

Постановлениями о привлечении к административной ответственности контрольно-надзорными органами назначены штрафы общей суммой 140 тысяч рублей.

 
E-mail Печать PDF

По вопросу платности использования природных ресурсов

 

Анализ состояния окружающей среды, а также результаты проверок, показывают, что природопользователи не всегда соблюдают законодательство об охране окружающей среды. В частности, проблемным остается вопрос предоставления природопользователями расчета платы негативного воздействия на окружающую среду, а также ее внесения.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (ст. 16.1. Закона «Об охране окружающей среды»).

Из числа плательщиков за НВОС исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (объекты, оказывающие минимальное НВОС).

Положения закона «Об охране окружающей среды» не всегда давали исчерпывающий ответ на такие вопросы как: «Как определить платежную базу для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду?»; «Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (данный вопрос был урегулирован ранее ведомственными приказами Ростехнадзора, Росприроднадзора)?»; «Каков отчетный период расчета и внесения платы?».

Сложившиеся вопросы разрешены изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.07.2014 «219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции от 29.12.2015.

Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ сокращен перечень видов НВОС, за которые будет взиматься плата с 1 января 2016 г., к которым относятся:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздухстационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Следует отметить, что перечень видов НВОС является закрытым, т.е. законом не предусматривается иных видов пагубного или негативного воздействия кроме указанных выше.

На территории Верхнекамья сложилась негативная практика игнорирования хозяйствующими субъектами соблюдения действующего природоохранного законодательства, случаи незнания обязанности рассчитывать и вносить плату не являются редкостью.

Только за период 2015 – 2016 гг. Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в суды направлено более 30 исковых заявлений о возложении обязанности рассчитать и внести плату, в том числе к таким предприятиям как ООО «Орлинский пивоваренный завод», ООО  «Лытвенская лесная компания», ООО Фирма «Камелот», ГБУЗ ПК «Родильный дом г. Березники», ООО «ГАРАНТ – М», МП «Чердынь – Хлеб».

Помимо возложения данной обязанности судом, природоохранной прокуратурой выносятся постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.41. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Подводя итог следует сказать о том, что причинами и условиями выявленных в процессе надзорных мероприятий нарушений, является ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

Всем заинтересованным органам необходимо сконцентрироваться на формировании мотивации природопользователей к строгому соблюдению природоохранного законодательства.

В борьбе с экологическим нигилизмом необходимо действовать исключительно сообща, совместными усилиями.

 


Страница 7 из 16

Главное меню